Программа развития ГДО МАОУ-СОШ с. Новониколаевки Асиновского района Томской области на 2022-2025 годы с. Новониколаевка, 2022 год Паспорт программы развития Полное наименование организации Группа дошкольного образования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Новониколаевки Асиновского района Томской области. Документы, послужившие основанием для разработки программы развития 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. 3. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. 4. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п. 4.4 паспорта национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). 5. Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021 № Р126 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности"». 6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). 7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373. 8. Письмо Минпросвещения России от 07.06.2019 № 07-3760. 9. Письмо Минпросвещения России от 11.05.2021 № СК-123/07. Сведения о разработчиках Ответственные: Сапегина Ольга Витальевна, директор ГДО МАОУ-СОШ с. Новониколаевки Асинойского района Томской области Коробейщикова Вера Васильевна, воспитатель Голикова Ольга Александровна, заместитель директора по УВР Рабочая группа в составе, утвержденном приказом ГДО МАОУСОШ с. Новониколаевки Асиновского района Томской области, Приказ №209 от 24.12.2021 Цели программы развития Разработка комплексной системы, способствующей повышению качества образования в ДОУ через систему интеграции, реализующей право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. 2 Комплексные задачи программы развития 1. Совершенствование образовательного процесса ДОУ посредством внедрения новых программ и технологий, обеспечивающих качественное образование, полноценное личностное (физическое и психическое) развитие дошкольника. 2. Создание условий (педагогических, экономических и организационных) для развития профессиональных компетентностей и творческого потенциала педагогов ДОУ. 3. Развитие материально-технических условий в ДОУ. 4. Совершенствование системы работы с семьей, направленной на повышение уровня компетенции родителей в вопросах образования, усиление родительской активности. 5. Совершенствование системы управления качеством образования в ДОУ на основе использования инновационной деятельности, взаимовыгодных отношений между участниками образовательного процесса (педагогами и родителями), совершенствования финансовой деятельности, позволяющей привлечь дополнительное финансирование к образовательному процессу. 6. Создание системы воспитания и развития ребенка, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в виде сохранения собственного здоровья. 7. Формирование у дошкольников начальных ключевых компетенций, необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе. Основные направления развития организации 1. Развитие качественной и доступной образовательной итворческой среды. 2. Разработка образовательных программ, в которых используются современные материально-технические условия в соответствии с законодательством РФ. 3. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации. 4. Совершенствование системы охраны труда. 5. Усиление антитеррористической защищенности организации. Период реализации программы развития С 2022 года по 2025 год – 4 года Порядок финансирования программы развития Осуществляется в пределах текущего финансирования Целевые индикаторы и показатели успешности реализации программы Положительная динамика результативности участия педагогов в конкурсах, конференциях и др. мероприятиях инновационной направленности. Благоприятные показатели физического, психического здоровья 3 воспитанников. Частичное обновление материально-технической базы. Ожидаемые результаты реализации программы Повышение качества образования в рамках обеспечения полного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе. Внедрение цифровых технологий в работе организации, в том числе документообороте, обучении и воспитании. Создание современной комфортной развивающей предметнопространственной среды и обучающее пространство в соответствии с требованиями законодательства РФ. Повышение профессиональной компетентности педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательной процесс группы дошкольного образования через установление партнерских отношений. Контроль реализации программы развития Организация осуществляет мониторинг эффективности реализации программы развития. Отчетная дата – май каждого года. По итогам ежегодного мониторинга ответственный работник составляет аналитический отчет о результатах реализации программы развития. Ответственный назначается приказом директора ГДО МАОУ-СОШ с. Новониколаевки Асиновского района Томской области Корректировку программы развития осуществляет директор ГДО МАОУ-СОШ с. Новониколаевки Асиновского района Томской области Информационная справка об организации Сведения об организации. ГДО МАОУ-СОШ с. Новониколаевки Асиновского района Томской области (далее – группа дошкольного образования, организация) создана в 2013 год. Группа дошкольного образования находится в здании школы на первом этаже. Имеется территория для прогулок, одна игровая площадка, игровое и спортивное оборудование. Материально-техническая база организации. Имеется одна учебная комната, однагрупповая комната, одна спальня, физкультурный зал, две санитарные комнаты. Режим работы организации: с 8:30 до 16:30 Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. Сведения о воспитанниках. В настоящее разновозрастная группа воспитанников. Характеристика семей воспитанников по составу 4 время в организации функционирует 1 Состав семьи Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников Полная 20 87% Неполная с матерью 3 13% Неполная с отцом 0 0% Оформлено опекунство 0 0% Характеристика семей воспитанников по количеству детей Количество детей в семье Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников Один ребенок 3 13% Два ребенка 9 39% Три ребенка и более 11 48% Характеристика окружающего социума. Ближайшее окружение детского сада: Сельский дом культуры; Церковь Александра Невского; ООО КФХ «Нива»; ФАП с. Новониколаевки; Библиотека-филиал №7; Центральный сквер. Сотрудничество ссельским домом культуры позволяет детям окунуться в театральные мероприятия, постановки, приуроченные к всевозможным народным и государственным праздникам. Специалисты ФАП с. Новониколаевки обеспечивают профессиональное медицинское обслуживание детей и сотрудников детского сада, проводят мониторинг уровня здоровья детей, лечебно-профилактические мероприятия с детьми, консультации для родителей. Совместно с библиотекой группа дошкольного образования проводит литературные и культурно-познавательные мероприятия. В центральном парке оборудована детская площадка, на которую выходит группа дошкольного образования во время прогулки. Организационно-педагогические условия организации, характеристика педагогов. Общее количество педагогических работников – 4 человека (2 воспитателя, 2 младших воспитателя). Укомплектованность кадрами: воспитателями – на 100%; младшими воспитателями – на 100%; Сведения о работниках Образование, кол-во работников Наличие квалификационных категорий, кол-во работников 5 Стаж работы, кол-во работников Высшая – 0 чел. Высшее – 1 чел. Среднее специальное – 3 чел. Обучаются в ВУЗах – 0 чел. Первая – 0 чел. В соответствиис занимаемой должностью - 1 чел. До 5 лет – 1 чел. 5 – 10 лет – 2 чел. Свыше 10 лет – 1 чел. Характеристика достижений организации. Педагоги детского сада регулярно участвуют в конкурсах муниципального и регионального уровня. Основания для разработки программы развития Перед началом разработки программы рабочая группа проанализировала: результативность реализации программы развития детского сада на 2019-2021; потенциал развития детского сада на основе SWOT–анализа возможностей и проблем образовательной организации; возможные варианты развития. Основания для разработки программы развития детского сада по итогам SWOT-анализа 6 Оценка актуального состояния внутреннего потенциала Сильные стороны Слаженный коллектив опытных педагогов. Оценка перспектив развития с учетом изменения внешних факторов Слабые стороны Благоприятные возможности Отсутствие необходимого опыта педагогов в инновационной, цифровой, проектной деятельности. Оптимизация системы наставничества. Повышение квалификации на курсах. Участие в научных конференциях, семинарах, круглых столах района, области. Активное участие в различных конкурсах. Риски Большие интеллектуальные и энергетические затраты. Не востребованность интеллектуального продукта педагогического коллектива. Невысокая заработная плата, косвенным образом влияющая на престиж профессии и стимулирование педагогов развиваться, внедрять новые технологии. Наличие материально-технической базы, соответствующей современным требованиям. Пополнение периодическими изданиями учебной комнаты. Недостаточность оснащения цифровой Дооснастить группу дошкольного Недостаточное образовательной среды. образования компьютерным финансирование. оборудованием, интерактивными досками с проекторами. Использование инновационных технологий. Работа в рамках экспериментальной и инновационной деятельности. Отсутствие программ по работе с одаренными детьми. Разработка программ по работе с одаренным детьми. Система профилактических мероприятий, чередование активных видов деятельности, индивидуальный Использование традиционных подходов к концепции построения оздоровительных мероприятий. Применение инновационного подхода к Отсутствие у родителей вопросам оздоровления всеми педагогами. и педагогов потребности в Пропаганда здорового образа жизни среди здоровом образе жизни. Непонимание родителями 7 Отсутствие у педагогов мотивации к профессиональному совершенствованию. подход к детям. Месторасположение детского сада. Устаревшая материально-техническая база. 8 родителей. важности соблюдения режима и организации физического развития детей в домашних условиях. Можно принять участие в целевых государственных программах в сфере цифровизации и развития дополнительного образования. Недостаточное финансирование системы образования Основные направления развития организации 1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды. Совершенствование образовательной и воспитательной деятельности детского сада через овладение современными программами и технологиями, обеспечивающими целостное развитие ребенка-дошкольника. Соответствие уровня и качества подготовки выпускников детского сада требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Разработка образовательных программ, в которых используются материально-технические условия в соответствии с законодательством РФ. современные Корректировка ООП ДО на основе ежегодного педагогического мониторинга в соответствии с потребностями воспитанников. Формирование модели режима дня, недели, года с учетом обновленной модели образовательного пространства. Использование в образовательной деятельности современных развивающих технологий – изучение, внедрение, реализация в соответствии с индивидуальными планами педагогов. Индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности: введение в практику работы по формированию портфолио дошкольника, составление индивидуальных маршрутов развития воспитанников, в том числе с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума детского сада. Выявление и формирование приоритетных направлений воспитательной работы в группах в соответствии с рабочими программами воспитания и календарными планами воспитательной работы детского сада. 3. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации. Создать цифровую образовательную среду, включающую минимум три компонента: электронный образовательный контент; инфраструктуру электронных средств обучения – интерактивные доски, и иные средства отображения информации, компьютеры, программы, серверы, доступ к интернету; информационные системы и технологии – образовательные платформы, ресурсы для онлайн-взаимодействия и др. Внедрить электронный документооборот. 4. Совершенствование системы охраны труда. Внедрение новых мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Актуализировать локальные нормативные акты детского сада в сфере охраны труда. Разработать, утвердить и планомерно осуществлять мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе: проводить специальную оценку условий труда, оценку уровней профессиональных рисков; обустроить новые или реконструировать имеющиеся места отдыха, укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе. 5. Усиление антитеррористической защищенности организации. Провести оценку качества и достаточности организационных мероприятий, практической готовности и обеспечения объекта техническими средствами. Разработать комплексный план мероприятий по усилению антитеррористической безопасности, интегрировать его с антикризисным планом организации. Мероприятия по реализации программы развития 9 № Мероприятие п/п Ответственный Срок Результат Выполнение 1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды 1 Проведение комплексной оценки качества образовательной деятельности в детском саду Директор Первое полугодие 2022 Анкетирование родителей и педагогов Подбор диагностических материалов, позволяющих контролировать уровень развития детей, качество деятельности педагогов и специалистов 2 Совершенствование Воспитатель образовательной программы Июнь-август 2022 Корректировка ООП ДО и ее компонентов 3 Обновление Завхоз предметноразвивающей среды, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования Второе полугодие 2023 - 2024 Закупка и установка нового образовательного оборудования, материалов и инвентаря для развития детей 2. Разработка образовательных программ, в которых используются современные материально-технические условия 1 Мониторинг и анализ развития детей в новой предметно- Воспитатель Второе полугодие 2023 Оформление аналитической документации 10 развивающей среде 2 Создание карт наблюдений за коммуникативными способностями воспитанников в групповых формах работы Воспитатель Ноябрь 2023 Карты наблюдения 3 Создание карт оценки проектноисследовательских работ воспитанников Воспитатель Декабрь 2023 Карты оценки 3. Цифровизации образовательного процесса 1 Анализ доступных образовательных платформ Заместитель директора по УВР Январьфевраль 2022 Оформление аналитической документации 2 Повышение квалификации педагогов Воспитатель В течение Обучены педагоги 2022-2023 годов 3 Разработка анкет для мониторинга процесса обучения Заместитель директора по УВР Июль 2022 Анкеты для педагогов и родителей 11 4 Мониторинг качества образовательных услуг Заместитель директора по УВР В течение года Проведение анкетирования, обработка результатов, коррективы образовательного процесса 4. Совершенствование системы охраны труда 1 Проанализировать локальные нормативные акты детского сада на внесение изменений в сфере охраны труда Воспитатель Первое полугодие 2022 Оформление аналитической справки 2 Разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда Воспитатель Март 2022 Проект мероприятий по улучшению условий и охраны труда 5. Усиление антитеррористической защищенности организации 1 Планирование внедрения интегрированной системы безопасности Директор Завхоз Второе полугодие 2022 Утвержденный план внедрения 12 Механизмы реализации программы развития 1. Заключение договоров о сетевой форме реализации образовательной программы с целью повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных услуг в учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2. Модернизация документооборота. и цифровизация управленческих и образовательных процессов, 3. Проведение опросов и анкетирований для оценки уровня удовлетворенности услугами детского сада, существующими в нем процессами. 4. Подготовка методических рекомендаций по различным направлениям деятельности детского сада. 5. Изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности. 6. Проведение психолого-педагогических исследований, направленных на получение данных о тенденциях в области личностного развития детей. Ожидаемые результаты реализации программы развития 1. Повысилось качество образования в рамках обеспечения полного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе. 2. Внедрено и эффективно используются цифровые технологии в работе организации, в том числе документообороте, обучении и воспитании. 3. Создана современная комфортная развивающая предметно-пространственная среда и обучающее пространство в соответствии с требованиями законодательства РФ. 4. Повысилась профессиональная компетентность педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях. 5. Организована психолого-педагогическая поддержка семьям и повышена компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечены родители (законные представители) в образовательной процесс группы дошкольного образования через установление партнерских отношений. Критерии и показатели оценки реализации программы развития Направления развития организации Критерии и показатели оценки 1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды Соответствие предоставляемых услуг дошкольного образования критериям районной системы оценки качества дошкольного образования. 2. Разработка образовательных программ, в которых используются современные материально-технические условия Благоприятные показатели физического, психического здоровья воспитанников. 3. Цифровизации образовательного и Рост числа работников, использующих ИКТ, Положительная динамика результативности участия педагогов в конкурсах, конференциях и др. мероприятиях инновационной направленности. 13 управленческого процесса инновационные педагогические технологии. 4. Совершенствование системы охраны труда Снижение несчастных случаев с работниками и детьми. 5. Усиление антитеррористической защищенности организации Отсутствие происшествий на территории организации. 14