Р.П. дополнительного образования Танцевальный кружок

Рабочая программа
дополнительного образования
танцевального кружка
для обучающихся 5-11 класса
( художественно- эстетическое направление)

Составитель:
Силаева Людмила Анатольевна

2022 год

Пояснительная записка
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами
эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать
на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из
основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся
важнейшим условием развития личности. Для обучения и развития им необходима
специальным образом организованная обучающая среда. Эта среда должна постепенно
изменяться в соответствии с познавательными и личностными потребностями ребенка и,
следовательно, ребенок не всегда чувствует себя в ней абсолютно комфортно. Перед
руководителем стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка
развивающую среду, а с другой – помочь ему научиться адекватно вести себя в ней,
несмотря на постоянное изменение ситуации. Структура танца, его четкий рисунок
формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают
эмоционального равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от
одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей,
отвлекает их от различных проблем (например, способствует их более безболезненной
адаптации). Обучение подростков танцу и развитие у них на этой основе творческих
способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной
соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного
представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно
понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно
решать поставленные задачи. Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика
которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в
художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений
исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает
двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное
воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в
танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах
детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое
воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее
восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным
творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз
следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты
драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С.
Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца
также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у подростков
способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный
для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря
сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры.
В данной программе танец рассматривается как средство преодоления трудностей,
связанных с ограничениями здоровья.
Цель программы: Развить творческие способности подростков через включение их в
танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством
обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства,
являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи программы: 1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство
ритма, музыкальная и двигательная память. 2. Развивать творческие способности детей на
основе личностно-ориентированного подхода. 3. Раскрыть способности у подростков и
сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное.
4. Привить любовь к танцевальному искусству.

5. Развивать воображение и фантазию в танце. 6. Познакомить подростков с различными
музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки. 7.
Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене. 8.
Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль
в танце, вербальное поощрение и т. д.). 9. Закрепить приобретенные умения посредством
выступления на мероприятиях. Развивать коммуникативные способности подростков
через танцевальные игры.
Основные формы проведения занятий: · танцевальные репетиции · игра · беседа ·
праздник.
Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой
обмен результатами танцевальной деятельности.
Методы: · игровой; · демонстрационный (метод показа); · метод творческого
взаимодействия; · метод наблюдения и подражания; · метод упражнений; · метод
внутреннего слушания. Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель
предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога
движение предстает в законченном варианте. Метод наглядности. Этот метод включает в
себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и
тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями
(показ певческих приемом, движений, картинок, игрушек и др.). Игровой метод. У
подростков с легкой умственной отсталостью игровой рефлекс доминирует, они лучше
все воспринимают через игру. На музыкально-ритмических занятиях у них формируются
знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой:
восприятие музыки, музыкально-ритмические движения (танцевальные и гимнастические
движения, несложные их композиции под музыку). Коррекционная работа базируется на
целенаправленном развитии у детей восприятия музыки. Обучение восприятию музыки
направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование
восприятия основных ее элементов.
Регулярность занятий 2 часа в неделю, 68 час в год. Время занятий: вторник, четверг
16.00-17.00ч

ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Содержание занятия
п/п

Кол-ко Сроки
часов выполнения

1.

Организационная работа. Сбор участников
коллектива. Выбор старосты. Ознакомление с
репертуаром. Разучивание разминки. Подготовка ко
Дню учителя.

3 часов сентябрь

2.

Классический тренаж. Ритмика. Выступление на
мероприятии. Разучивание новых движений танца.

9 часов октябрь

3.

Гимнастика. Классический тренаж. Разучивания
движений танца «Танец со свечами».

9 часов ноябрь

4.

Ритмика. Подготовка к новогодним мероприятиям.
Разучивание танца «Снежинок»

9 часов декабрь

5.

Повторение выученных танцев, разучивание новых
движений современного танца.

5 часов январь

6.

Классический тренаж. Пластика. Подготовка к
мероприятию 8 Марта. Разучивание движений для
подтанцовки к песням.

8 часов февраль

7.

Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие
природных данных, устранение физических
недостатков, освоение понятий вытянутости и
выворотности, музыкальности.

8 часов март

8.

Повторение пройденного материала. Ритмика.
Подготовка ко Дню победы.

9 часов апрель

9.

Участие в праздничных мероприятиях. Классический 8 часов май
тренаж. Подготовка к отчетному концерту.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Содержание занятия
п/п

Кол-во Дата
часов

1

Организационная работа. Сбор участников коллектива…Игры с детьми 1 ч.

2

Сбор участников, дополнение коллектива. Выбор старосты.
Ознакомление с репертуаром.

1 ч.

3

Разучивание разминки. Повторение танцев первого года обучения.
Подготовка ко Дню учителя.

1 ч.

4

Разминка. Упражнения на «квадрате». Повторение танца «Танец
жизни». Подготовка ко Дню учителя.

1 ч.

5

Разминка. Упражнение классического дренажа. Повторение танца
«Современный Хай Фай». Подготовка ко Дню учителя.

1 ч.

6

Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения:
маршировка в темпе и ритме, фигурная маршировка. Подготовка ко
Дню учителя. Прогон танцев «Танец жизни», «Моя Россия»,
«Современный Хай Фай»

1 ч.

7

Разминка. Подготовка ко Дню учителя. Репетиция танцев включенных в 1 ч.
концерт.

8

Генеральный прогон танцев ко Дню учителя.

1 ч.

9

Участие коллектива в праздничном концерте, посв. Дню учителя

1 ч.

10 Разминка. Постановка рук и ног в танце. Движение в образе: «Девочка и 1 ч.
мячик». Разучивание движений танца «Вальс».
11 Портретная гимнастика: упражнения для стопы, вытянутость носочков. 1 ч.
Постановка танца, соединение выученных упражнений. Разучивание
движений современного танца «Вальс», современных движений к
танцу.
12 Постановка головы, устранение физических недостатков, освоение
понятий вытянутости и выворотности. Разучивание движений
современного танца «Танец со свечами»

1 ч.

13 Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных.
Боковой галоп, шаг с вытянутыми носочками. Разучивание движений
современного танца «Танец со свечами»

1 ч.

14 Разминка. Разучивание мужской и женской партии «Поклон»,
1 ч.
«Ковырялочка» вперед и назад… Разучивание движений современного
танца «Танец со свечами»
15 Разминка, танцевальное движение «Пружинка с поворотом», «Подскоки 1 ч.
в повороте». Игры с детьми. Разучивание движений современного танца
«Танец со свечами»
16 Ритмический тренаж: ходьба парами, змейкой, звёздочкой. Постановка
корпуса. Повторение танца «Современный Хай Фай»

1 ч.

17 Классический тренаж. Упражнения на «квадрате». Танцевальные
движения «Глубокие выпады», «Волна». Разучивание движений

1 ч.

современного танца «Танец со свечами»
18 Классический тренаж. Разучивание отдельных элементов, движений.
Соединение и постановка современного танца «Танец со свечами»

1 ч.

19 Гимнастика. Танцевальные движения «Большой и маленький квадрат», 1 ч.
«Шаги с поднятием колена и рук». Соединение движений танца «Танец
со свечами»
20 Классический тренаж. Репетиция танца «Танец со свечами»

1 ч.

21 Упражнения гимнастики на растяжку мышц ног. Отработка движений
танца «Танец со свечами». Прогон танцев.

1 ч.

22 Повторение выученных движений и танцев.

1 ч.

23 Танцевальная импровизация. Свободная танцевальная импровизация
под заданную музыку.

1 ч.

24 Игры с детьми.

1 ч.

25 Составляющие характера танца: мимика, жесты, танцевальные акценты 1 ч.
и т.д.
26 Ритмика. Портретная гимнастика: упр. «Велосипед», «Бабочка».
разучивание движений к танцу «Снежинки»…

1 ч.

27 Подготовка к новогодним праздникам. Разучивание движений к танцу
«Снежинки».

1 ч.

28 Ритмика. Разучивание движений к танцу «Снежинки». Подготовка к
новогодним мероприятиям.

1 ч.

29 Соединение движений к танцу «Снежинки» воедино.

1 ч.

30 Ритмика. Репетиция танца «Снежинки». Прогон всех танцев.

1 ч.

31 Ритмика. Репетиция танца «Снежинки». Прогон всех танцев.

1 ч.

32 Подготовка к новогодним мероприятиям. Репетиция танца «Снежинки». 1 ч.
Прогон всех танцев.
33 Выступление на новогодних мероприятиях. Игры с детьми.

1 ч.

34 Гимнастика. Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Прослушивание
музыкальных произведений «Вальс», «Полька»

1 ч.

35 Портретная гимнастика: упр. «Топотушки», поднятие ног на 90
1 ч.
градусов, «Птичка», «Утюжок», «Флажок». Повторение танцев.
Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.
36 Повторение танцев «Современный Хай Фай» и отработка современного 1 ч.
танца «Танец со свечами». Синхронность движений. Отработка
четкости и ритмичности движений
37 Ритмика. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность
движений. Отработка четкости и ритмичности движений

1 ч.

38 Портретная гимнастика: упр. «Тройные притопы с остановкой»,
1 ч.
«Мячик», «Пружинка» (мягкие приседания). Разучивание современных
движений. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность
движений. Отработка четкости и ритмичности движений
39 Танцевально-образные движения: змея, кошка, цапля. Разучивание
движений к современному танцу. Повторение и отработка выученных

1 ч.

танцев.
40 Классический тренаж: да-ми-плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции. Пластика.
Повторение выученных движений танца.

1 ч.

41 Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг,
квадрат. Ритмика. Подготовка ко Дню защитников Отечества.

1 ч.

42 Классический тренаж: гранд плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции (изучение
1 ч.
сначала спиной к стене, затем лицом к опоре). Разучивание движений к
казачьему танцу. Подготовка ко Дню защитников Отечества.
43 Подготовка ко Дню защитников Отечества и 8 Марта. Отработка всех
танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности
движений

1 ч.

44 Ритмика. Танцевально-образная импровизация, людей разных
1 ч.
профессий (кузнец, вышивальщица, водитель и художник). Повторение
движений современного танца. Подготовка к праздникам. Повторение и
отработка выученных танцев.
45 Участие в мероприятии, посв. Дню защитников Отечества. Игры с
детьми.

1 ч.

46 Классический тренаж. Подготовка к празднику 8 марта. Повторение и
отработка выученных танцев. Разучивание движений казачьего танца.

1 ч.

47 Повторение выученных танцев, разучивание движений к песням.

1 ч.

48 Подготовка к мероприятию, посв. 8 Марта. Синхронность движений.
Отработка четкости и ритмичности движений

1 ч.

49 Игры с детьми.

1 ч.

50 Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для 1 ч.
улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие
подвижности локтевого сустава. Разучивание движений к казачьему
танцу.
51 Партерный экзерсис. Разучивание движений к казачьему танцу.

1 ч.

52 Ритмика. Разучивание движений к казачьему танцу.

1 ч.

53 Повторение и закрепление выученных движений к казачьему танцу.

1 ч.

54 Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного
казачьего танца.

1 ч.

55 Игровой тренинг «Давайте познакомимся». Репетиция казачьего танца 1 ч.
Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений
56 Разминка. Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в
стороны, вперед, вверх). Репетиция и отработка казачьего танца.
Отработка четкости и ритмичности движений

1 ч.

57 Пластика. Репетиция казачьего танца. Синхронность движений.
Отработка четкости и ритмичности движений.

1 ч.

58 Ритмика. Разучивание дополнительных движений к танцу. Подготовка к 1 ч.
майским праздникам.
59 Ритмика. Репетиция казачьего танца. Синхронность движений.
Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к
праздникам.

1 ч.

60 Пластика. Репетиция казачьего танца. Синхронность движений.
1 ч.
Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к празднику
Победы.
61 Повторение и закрепление выученных танцев. Синхронность движений. 1 ч.
Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к празднику
Победы.
62 Прогонная репетиция выученных танцев. Отработка четкости и
ритмичности движений.

1 ч.

63 Репетиция танцев для концерта, посв. Дню Победы. Синхронность
движений. Отработка четкости и ритмичности движений.

1 ч.

64 Репетиция танцев на мероприятие, посв. Дню Победы.

1 ч.

65 Пластические этюды на подражание растений и животных. Участие
коллектива в праздничных мероприятиях, посв. Дню Победы.

1 ч.

66 Обсуждение проведенного мероприятия. Прослушивание классических 1 ч.
композиций, игры с детьми.
67 Классический тренаж: релеве по 6-й позиции, пор де бра. Подготовка к 1 ч.
отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев. Постановка
танца «Вальс».
68 Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев и 1 ч.
подтанцовок. Синхронность движений. Отработка четкости и
ритмичности движений. Разучивание танца «Вальс».

Предполагаемый результат: В ходе занятий воспитанники не только научатся
основным танцевальным элементам, но и смогут общаться на языке танца, станут
увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой деятельности, что
будет способствовать их успешной адаптации в обществе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».