Рабочая программа дополнительного образования танцевального кружка для обучающихся 5-11 класса ( художественно- эстетическое направление) Составитель: Силаева Людмила Анатольевна 2022 год Пояснительная записка Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Для обучения и развития им необходима специальным образом организованная обучающая среда. Эта среда должна постепенно изменяться в соответствии с познавательными и личностными потребностями ребенка и, следовательно, ребенок не всегда чувствует себя в ней абсолютно комфортно. Перед руководителем стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка развивающую среду, а с другой – помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоционального равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем (например, способствует их более безболезненной адаптации). Обучение подростков танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи. Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у подростков способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры. В данной программе танец рассматривается как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями здоровья. Цель программы: Развить творческие способности подростков через включение их в танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры. Задачи программы: 1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память. 2. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода. 3. Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное. 4. Привить любовь к танцевальному искусству. 5. Развивать воображение и фантазию в танце. 6. Познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки. 7. Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене. 8. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т. д.). 9. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях. Развивать коммуникативные способности подростков через танцевальные игры. Основные формы проведения занятий: · танцевальные репетиции · игра · беседа · праздник. Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности. Методы: · игровой; · демонстрационный (метод показа); · метод творческого взаимодействия; · метод наблюдения и подражания; · метод упражнений; · метод внутреннего слушания. Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемом, движений, картинок, игрушек и др.). Игровой метод. У подростков с легкой умственной отсталостью игровой рефлекс доминирует, они лучше все воспринимают через игру. На музыкально-ритмических занятиях у них формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку). Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у детей восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов. Регулярность занятий 2 часа в неделю, 68 час в год. Время занятий: вторник, четверг 16.00-17.00ч ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Содержание занятия п/п Кол-ко Сроки часов выполнения 1. Организационная работа. Сбор участников коллектива. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя. 3 часов сентябрь 2. Классический тренаж. Ритмика. Выступление на мероприятии. Разучивание новых движений танца. 9 часов октябрь 3. Гимнастика. Классический тренаж. Разучивания движений танца «Танец со свечами». 9 часов ноябрь 4. Ритмика. Подготовка к новогодним мероприятиям. Разучивание танца «Снежинок» 9 часов декабрь 5. Повторение выученных танцев, разучивание новых движений современного танца. 5 часов январь 6. Классический тренаж. Пластика. Подготовка к мероприятию 8 Марта. Разучивание движений для подтанцовки к песням. 8 часов февраль 7. Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных, устранение физических недостатков, освоение понятий вытянутости и выворотности, музыкальности. 8 часов март 8. Повторение пройденного материала. Ритмика. Подготовка ко Дню победы. 9 часов апрель 9. Участие в праздничных мероприятиях. Классический 8 часов май тренаж. Подготовка к отчетному концерту. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Содержание занятия п/п Кол-во Дата часов 1 Организационная работа. Сбор участников коллектива…Игры с детьми 1 ч. 2 Сбор участников, дополнение коллектива. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. 1 ч. 3 Разучивание разминки. Повторение танцев первого года обучения. Подготовка ко Дню учителя. 1 ч. 4 Разминка. Упражнения на «квадрате». Повторение танца «Танец жизни». Подготовка ко Дню учителя. 1 ч. 5 Разминка. Упражнение классического дренажа. Повторение танца «Современный Хай Фай». Подготовка ко Дню учителя. 1 ч. 6 Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме, фигурная маршировка. Подготовка ко Дню учителя. Прогон танцев «Танец жизни», «Моя Россия», «Современный Хай Фай» 1 ч. 7 Разминка. Подготовка ко Дню учителя. Репетиция танцев включенных в 1 ч. концерт. 8 Генеральный прогон танцев ко Дню учителя. 1 ч. 9 Участие коллектива в праздничном концерте, посв. Дню учителя 1 ч. 10 Разминка. Постановка рук и ног в танце. Движение в образе: «Девочка и 1 ч. мячик». Разучивание движений танца «Вальс». 11 Портретная гимнастика: упражнения для стопы, вытянутость носочков. 1 ч. Постановка танца, соединение выученных упражнений. Разучивание движений современного танца «Вальс», современных движений к танцу. 12 Постановка головы, устранение физических недостатков, освоение понятий вытянутости и выворотности. Разучивание движений современного танца «Танец со свечами» 1 ч. 13 Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных. Боковой галоп, шаг с вытянутыми носочками. Разучивание движений современного танца «Танец со свечами» 1 ч. 14 Разминка. Разучивание мужской и женской партии «Поклон», 1 ч. «Ковырялочка» вперед и назад… Разучивание движений современного танца «Танец со свечами» 15 Разминка, танцевальное движение «Пружинка с поворотом», «Подскоки 1 ч. в повороте». Игры с детьми. Разучивание движений современного танца «Танец со свечами» 16 Ритмический тренаж: ходьба парами, змейкой, звёздочкой. Постановка корпуса. Повторение танца «Современный Хай Фай» 1 ч. 17 Классический тренаж. Упражнения на «квадрате». Танцевальные движения «Глубокие выпады», «Волна». Разучивание движений 1 ч. современного танца «Танец со свечами» 18 Классический тренаж. Разучивание отдельных элементов, движений. Соединение и постановка современного танца «Танец со свечами» 1 ч. 19 Гимнастика. Танцевальные движения «Большой и маленький квадрат», 1 ч. «Шаги с поднятием колена и рук». Соединение движений танца «Танец со свечами» 20 Классический тренаж. Репетиция танца «Танец со свечами» 1 ч. 21 Упражнения гимнастики на растяжку мышц ног. Отработка движений танца «Танец со свечами». Прогон танцев. 1 ч. 22 Повторение выученных движений и танцев. 1 ч. 23 Танцевальная импровизация. Свободная танцевальная импровизация под заданную музыку. 1 ч. 24 Игры с детьми. 1 ч. 25 Составляющие характера танца: мимика, жесты, танцевальные акценты 1 ч. и т.д. 26 Ритмика. Портретная гимнастика: упр. «Велосипед», «Бабочка». разучивание движений к танцу «Снежинки»… 1 ч. 27 Подготовка к новогодним праздникам. Разучивание движений к танцу «Снежинки». 1 ч. 28 Ритмика. Разучивание движений к танцу «Снежинки». Подготовка к новогодним мероприятиям. 1 ч. 29 Соединение движений к танцу «Снежинки» воедино. 1 ч. 30 Ритмика. Репетиция танца «Снежинки». Прогон всех танцев. 1 ч. 31 Ритмика. Репетиция танца «Снежинки». Прогон всех танцев. 1 ч. 32 Подготовка к новогодним мероприятиям. Репетиция танца «Снежинки». 1 ч. Прогон всех танцев. 33 Выступление на новогодних мероприятиях. Игры с детьми. 1 ч. 34 Гимнастика. Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Прослушивание музыкальных произведений «Вальс», «Полька» 1 ч. 35 Портретная гимнастика: упр. «Топотушки», поднятие ног на 90 1 ч. градусов, «Птичка», «Утюжок», «Флажок». Повторение танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. 36 Повторение танцев «Современный Хай Фай» и отработка современного 1 ч. танца «Танец со свечами». Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 37 Ритмика. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 1 ч. 38 Портретная гимнастика: упр. «Тройные притопы с остановкой», 1 ч. «Мячик», «Пружинка» (мягкие приседания). Разучивание современных движений. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 39 Танцевально-образные движения: змея, кошка, цапля. Разучивание движений к современному танцу. Повторение и отработка выученных 1 ч. танцев. 40 Классический тренаж: да-ми-плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции. Пластика. Повторение выученных движений танца. 1 ч. 41 Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг, квадрат. Ритмика. Подготовка ко Дню защитников Отечества. 1 ч. 42 Классический тренаж: гранд плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции (изучение 1 ч. сначала спиной к стене, затем лицом к опоре). Разучивание движений к казачьему танцу. Подготовка ко Дню защитников Отечества. 43 Подготовка ко Дню защитников Отечества и 8 Марта. Отработка всех танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 1 ч. 44 Ритмика. Танцевально-образная импровизация, людей разных 1 ч. профессий (кузнец, вышивальщица, водитель и художник). Повторение движений современного танца. Подготовка к праздникам. Повторение и отработка выученных танцев. 45 Участие в мероприятии, посв. Дню защитников Отечества. Игры с детьми. 1 ч. 46 Классический тренаж. Подготовка к празднику 8 марта. Повторение и отработка выученных танцев. Разучивание движений казачьего танца. 1 ч. 47 Повторение выученных танцев, разучивание движений к песням. 1 ч. 48 Подготовка к мероприятию, посв. 8 Марта. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 1 ч. 49 Игры с детьми. 1 ч. 50 Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для 1 ч. улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. Разучивание движений к казачьему танцу. 51 Партерный экзерсис. Разучивание движений к казачьему танцу. 1 ч. 52 Ритмика. Разучивание движений к казачьему танцу. 1 ч. 53 Повторение и закрепление выученных движений к казачьему танцу. 1 ч. 54 Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного казачьего танца. 1 ч. 55 Игровой тренинг «Давайте познакомимся». Репетиция казачьего танца 1 ч. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 56 Разминка. Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в стороны, вперед, вверх). Репетиция и отработка казачьего танца. Отработка четкости и ритмичности движений 1 ч. 57 Пластика. Репетиция казачьего танца. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. 1 ч. 58 Ритмика. Разучивание дополнительных движений к танцу. Подготовка к 1 ч. майским праздникам. 59 Ритмика. Репетиция казачьего танца. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к праздникам. 1 ч. 60 Пластика. Репетиция казачьего танца. Синхронность движений. 1 ч. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к празднику Победы. 61 Повторение и закрепление выученных танцев. Синхронность движений. 1 ч. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к празднику Победы. 62 Прогонная репетиция выученных танцев. Отработка четкости и ритмичности движений. 1 ч. 63 Репетиция танцев для концерта, посв. Дню Победы. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. 1 ч. 64 Репетиция танцев на мероприятие, посв. Дню Победы. 1 ч. 65 Пластические этюды на подражание растений и животных. Участие коллектива в праздничных мероприятиях, посв. Дню Победы. 1 ч. 66 Обсуждение проведенного мероприятия. Прослушивание классических 1 ч. композиций, игры с детьми. 67 Классический тренаж: релеве по 6-й позиции, пор де бра. Подготовка к 1 ч. отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев. Постановка танца «Вальс». 68 Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев и 1 ч. подтанцовок. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Разучивание танца «Вальс». Предполагаемый результат: В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе.