РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по музыке «Вокально – инструментальный ансамбль» Художественно – эстетическое направление Составитель: Барминский С.И.., учитель музыки 2022г. Программа дополнительного образования «Вокально-инструментальный ансамбль» Пояснительная записка. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня, современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашем ансамбле. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству. В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения: 1 год –5 часов в неделю, 170часов в течение года, из них 80 часов на индивидуальную и концертную деятельность. 2 год – 5 часов в неделю, 170 часов в течение года, из них 85 часов на индивидуальную и концертную деятельность. 3 год – 5 часов в неделю, 170 часов в течение года, из них 90 часов на индивидуальную и концертную деятельность. Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 9 до 17 лет. Цель: привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения. Научить ребёнка играть на музыкальном инструменте. Задачи: 1. На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций. 2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека. 3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе. 4. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса. 5. Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля. Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование. Планируемы результаты Личностные: - уважение и любовь к традициям своего народа и другим народов мира; - развитие музыкально-эстетического чувства; - совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; - овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; - наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; - приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности; - сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. Метапредметные: - анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; - проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; - оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; - использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; - определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; - применение полученных знаний для решения разнообразных художественно-творческих задач; - наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений; - участие в жизни школы, города, округа, общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности Методы и формы. В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения. 1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. 2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественнопедагогический метод, определяющий качественнорезультативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкальносценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии. 3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими. 4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом. Содержание программы: Программа имеет трехуровневую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”). Первый год обучения. “ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток. 6-струнная гитара, бас-гитара, синтезатор, баян. Второй год обучения. “МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм. 6-струнная гитара, бас-гитара, синтезатор, баян. Третий год обучения. “ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!” Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство. 6-струнная гитара, бас-гитара, синтезатор, баян. Первый год обучения: № п/п Тема 1 Введение, знакомство с голосовым аппаратом, Груп.занятия Инд. ТП занятия 15 9 6 20 14 6 25 15 10 Колчас 10 Использование певческих навыков. 2 Знакомство с различной манерой пения. Вокальные навыки. 3 Использование элементов сценической культуры. ритмики, Движения под музыку. 4 Опорное позиция. дыхание, артикуляция, певческая Вокально-хоровая работа. 5 Сценическая хореография. 15 10 5 6 Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. 20 12 8 Подготовка и проведение праздников. 29 13 7 8 Концертная деятельность. 10 Музыкальные инструменты 26 30 32 Условные обозначения: Т – теория; П – практика. В году – 34 недели. 5 часов в неделю, в т.ч. индивидуально. Всего за год – 170 часов. Второй год обучения: № п/п Тема 1 Введение, аппаратом, Кол. час владение своим Групп. занятия ТП голосовым Инд. занятия 3 10 7 15 5 10 15 10 5 10 6 4 10 7 3 Использование певческих навыков. 2 Овладение собственной манерой вокального исполнения. 3 Знакомство с произведениями жанров, манерой исполнения. различных Великие вокалисты. Вокальные навыки. 4 Использование элементов сценической культуры. ритмики, Движения под музыку. 5 Опорное позиция. дыхание, артикуляция, Вокально-хоровая работа. певческая Нотная грамота. 6 Сценическая хореография. 10 7 3 7 Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. 30 17 13 8 Подготовка и проведение праздников. 44 Концертная деятельность. 9 Музыкальные инструменты 11 36 26 33 Условные обозначения: Т – теория; П – практика. В году – 34 недели. 5часов в неделю, в т.ч. индивидуально. Всего за год –170 часов. Третий год обучения: № п/п 1 2 Тема Кол. часов Введение, владение своим голосовым аппаратом, использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. 10 Собственная манера исполнения вокального произведения. Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Групп.занятия Инд. ТП занятия 3 7 20 14 6 20 12 8 15 12 3 Сценическое искусство. 3 Знакомство с произведениями Различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. Освоение исполнения бэк-вокал. 4 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных театральные постановки. движений, Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. 15 7 8 6 Сценическая хореография. 10 7 3 7 Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. 20 17 3 8 Подготовка и проведение Концертная деятельность. 34 5 праздников. 15 24 Музыкальные инструменты 9 26 21 Условные обозначения: Т – теория; П – практика. В году – 34 недели. 5 часов в неделю, в т.ч. индивидуально. Всего за год –170 часов. Планируемый результат по годам обучения: Первый год обучения: наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках); владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене; стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос; умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски. Исполнять 2-3разнохарактерных произведений на муз.инструм. Второй год обучения: наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности; проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения); умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение акапелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания; усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков; участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство. Исполнять 4-5 произведений на муз.инструм. Третий год обучения: проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение однодвухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм; умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности; исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса; услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство; умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием Умение аккомпанировать на музыкальном инструменте. Обучающиеся по данной программе должны: Обладать базовыми компетенциями, т.е. умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: o o o o восприятия художественных образцов музыки; исполнения народных и композиторских песен; участия в коллективном и вокальном пении; передачи музыкальных впечатлений изобразительными средствами Обладать ключевыми компетенциями: Коммуникативные: Умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения; Умение обмениваться информацией. умение передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкальнопластическом движении, игре на музыкальных инструментах умение исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; умение применять музыкальную речь в форме исполнения песен. умение держаться и двигаться на сцене Учебно-познавательные: Умения и навыки организации рабочего места и режима работы; Умения и навыки планирования своей деятельности: самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность: узнавать новые термины; искать сведения о музыке; интересоваться биографией композиторов и их деятельностью; Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своей деятельности: навыки анализа музыкального произведения Умения и навыки определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, динамика, тембр, регистр) в музыкальных произведениях (фрагментах); Литература: Методика работы с вокальным, хоровым коллективом. –Муз.издат.1988г Теория музыки.- Муз.издат. 1988г Сольфеджио в музыкальной школе. Изд. «Музыка» 2003г Хрестоматия. Шестиструнная гитара. Изд. «Музыка» 1993г Сборник песен советских композиторов. Муз. Издат. 1985г, 2001г. Хрестоматия. Навыки игры на синтезаторе. Изд. «Музыка» , 2001г. Сценическая культура. Библиотека в помощь худ.самодеятельности.1988г Сборники русских народных песен. Фонотека. Самоучитель игры на баяне Муз. Издат. 1985г.