РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
по музыке
«Вокально – инструментальный ансамбль»
Художественно – эстетическое направление
Составитель:
Барминский С.И..,
учитель музыки
2022г.
Программа дополнительного образования
«Вокально-инструментальный ансамбль»
Пояснительная записка.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств
нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Песня, современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми различного
возраста.
Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает
возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и
школьную эстраду.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру,
проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между
урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашем ансамбле.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников
будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников.
Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле,
хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.
В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:
1 год –5 часов в неделю, 170часов в течение года, из них 80 часов на индивидуальную и
концертную деятельность.
2 год – 5 часов в неделю, 170 часов в течение года, из них 85 часов на индивидуальную и
концертную деятельность.
3 год – 5 часов в неделю, 170 часов в течение года, из них 90 часов на индивидуальную и
концертную деятельность.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 9 до 17 лет.
Цель: привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные
произведения. Научить ребёнка играть на музыкальном инструменте.
Задачи:
1. На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса,
современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории
Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к
духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни
каждого человека.
3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных
произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов.
Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в
коллективе.
4. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых
произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения.
Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к
окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
5. Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу
радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности,
главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных
интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов
импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой,
фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит
из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение
творчества отдельных композиторов.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и
музыкальных произведений. Игра на музыкальных инструментах.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и
современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно
обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет
самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости,
художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников
и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в
рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Планируемы результаты
Личностные:
- уважение и любовь к традициям своего народа и другим народов мира;
- развитие музыкально-эстетического чувства;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области
эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной
музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая
образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения
различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для
достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения
учебными действиями;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего
предназначения в ней;
- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и
способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
- применение полученных знаний для решения разнообразных художественно-творческих
задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений;
- участие в жизни школы, города, округа, общение, взаимодействие со сверстниками в
совместной творческой деятельности
Методы и формы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества,
системного подхода, импровизации и сценического движения.
1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное
формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального
произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик
произведений.
2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший
художественнопедагогический
метод,
определяющий
качественнорезультативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее
каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах
художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении,
ансамблевой
импровизации,
музыкальносценической
театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального
кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность,
инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды
концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет
координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение
содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной
программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной
системы с другими.
4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из
основных производных программы. Требования времени – умение держаться и
двигаться
на
сцене,
умелое
исполнение
вокального
произведения,
раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки
для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под
музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование
данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый
профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и
телом.
Содержание программы:
Программа имеет трехуровневую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на
принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Первый год обучения.
“ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из
детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
6-струнная гитара, бас-гитара, синтезатор, баян.
Второй год обучения.
“МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков.
Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с
усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный
ритм.
6-струнная гитара, бас-гитара, синтезатор, баян.
Третий год обучения.
“ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!” Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет
и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии,
популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал
вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское
мастерство.
6-струнная гитара, бас-гитара, синтезатор, баян.
Первый год обучения:
№
п/п
Тема
1
Введение, знакомство с голосовым аппаратом,
Груп.занятия
Инд.
ТП
занятия
15
9
6
20
14
6
25
15
10
Колчас
10
Использование певческих навыков.
2
Знакомство с различной манерой пения.
Вокальные навыки.
3
Использование
элементов
сценической культуры.
ритмики,
Движения под музыку.
4
Опорное
позиция.
дыхание,
артикуляция,
певческая
Вокально-хоровая работа.
5
Сценическая хореография.
15
10
5
6
Вокально-хоровые навыки в исполнительском
мастерстве.
20
12
8
Подготовка и проведение праздников.
29
13
7
8
Концертная деятельность.
10
Музыкальные инструменты
26
30
32
Условные обозначения:
Т – теория;
П – практика.
В году – 34 недели.
5 часов в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 170 часов.
Второй год обучения:
№
п/п
Тема
1
Введение,
аппаратом,
Кол.
час
владение
своим
Групп.
занятия
ТП
голосовым
Инд.
занятия
3
10
7
15
5
10
15
10
5
10
6
4
10
7
3
Использование певческих навыков.
2
Овладение собственной манерой вокального
исполнения.
3
Знакомство с произведениями
жанров, манерой исполнения.
различных
Великие вокалисты.
Вокальные навыки.
4
Использование
элементов
сценической культуры.
ритмики,
Движения под музыку.
5
Опорное
позиция.
дыхание,
артикуляция,
Вокально-хоровая работа.
певческая
Нотная грамота.
6
Сценическая хореография.
10
7
3
7
Вокально-хоровые навыки в исполнительском
мастерстве.
30
17
13
8
Подготовка и проведение праздников.
44
Концертная деятельность.
9
Музыкальные инструменты
11
36
26
33
Условные обозначения:
Т – теория;
П – практика.
В году – 34 недели.
5часов в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год –170 часов.
Третий год обучения:
№
п/п
1
2
Тема
Кол.
часов
Введение, владение своим голосовым аппаратом,
использование певческих навыков. Знакомство с
великими вокалистами прошлого и настоящего. 10
Собственная манера исполнения вокального
произведения.
Работа над собственной манерой вокального
исполнения. Творчество и импровизация.
Групп.занятия
Инд.
ТП
занятия
3
7
20
14
6
20
12
8
15
12
3
Сценическое искусство.
3
Знакомство с произведениями
Различных жанров, манерой исполнения.
Великие вокалисты.
Вокальные навыки.
Знакомство с многоголосным пением.
Освоение исполнения бэк-вокал.
4
Использование элементов ритмики, сценической
культуры.
Движения под музыку.
Постановка
танцевальных
театральные постановки.
движений,
Опорное дыхание, артикуляция, певческая
позиция. Обработка полученных вокальных
навыков. Дикция и артикуляция. Расширение
диапазона голоса. Выявление индивидуальных
красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная
грамота.
15
7
8
6
Сценическая хореография.
10
7
3
7
Вокально-хоровые навыки в исполнительском
мастерстве.
20
17
3
8
Подготовка
и
проведение
Концертная деятельность.
34
5
праздников.
15
24
Музыкальные инструменты
9
26
21
Условные обозначения:
Т – теория;
П – практика.
В году – 34 недели.
5 часов в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год –170 часов.
Планируемый результат по годам обучения:
Первый год обучения:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому
самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в
музыкально-драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового
аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и
заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы,
правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить
слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато,
правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе,
усовершенствовать свой голос;
умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с
точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия –
подголоски.
Исполнять 2-3разнохарактерных произведений на муз.инструм.
Второй год обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным
произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло,
участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической
деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы
двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и
сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не
дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение акапелла в унисон,
правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного
дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения,
правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Исполнять 4-5 произведений на муз.инструм.
Третий год обучения:
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение однодвухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные
ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм;
умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с
его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку,
использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом
мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной
и пропагандистской деятельности;
исполнять
двухголосные
произведения
с
использованием
различных
консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и
слышать ее различные голоса;
услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения
исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть
своим голосом и дыханием
Умение аккомпанировать на музыкальном инструменте.
Обучающиеся по данной программе должны:
Обладать базовыми компетенциями, т.е. умением использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
o
o
o
o
восприятия художественных образцов музыки;
исполнения народных и композиторских песен;
участия в коллективном и вокальном пении;
передачи музыкальных впечатлений изобразительными средствами
Обладать ключевыми компетенциями:
Коммуникативные:
Умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим
мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную
работу на основе взаимопомощи и уважения;
Умение обмениваться информацией.
умение передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкальнопластическом движении, игре на музыкальных инструментах
умение исполнять вокальные произведения с сопровождением и без
сопровождения;
умение применять музыкальную речь в форме исполнения песен.
умение держаться и двигаться на сцене
Учебно-познавательные:
Умения и навыки организации рабочего места и режима работы;
Умения и навыки планирования своей деятельности: самостоятельно и
мотивированно организовывать свою познавательную деятельность: узнавать
новые термины; искать сведения о музыке; интересоваться биографией
композиторов и их деятельностью;
Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своей деятельности:
навыки анализа музыкального произведения
Умения и навыки определять и сравнивать характер, настроение и средства
музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, динамика, тембр, регистр)
в музыкальных произведениях (фрагментах);
Литература: Методика работы с вокальным, хоровым коллективом. –Муз.издат.1988г
Теория музыки.- Муз.издат. 1988г
Сольфеджио в музыкальной школе. Изд. «Музыка» 2003г
Хрестоматия. Шестиструнная гитара. Изд. «Музыка» 1993г
Сборник песен советских композиторов. Муз. Издат. 1985г, 2001г.
Хрестоматия. Навыки игры на синтезаторе. Изд. «Музыка» , 2001г.
Сценическая культура. Библиотека в помощь худ.самодеятельности.1988г
Сборники русских народных песен.
Фонотека.
Самоучитель игры на баяне Муз. Издат. 1985г.