Р.П. дополнительного образования Вокально-инструментальный ансамбль

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
по музыке
«Вокально – инструментальный ансамбль»
Художественно – эстетическое направление

Составитель:
Барминский С.И..,
учитель музыки

2022г.

Программа дополнительного образования
«Вокально-инструментальный ансамбль»

Пояснительная записка.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств
нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Песня, современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми различного
возраста.
Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает
возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и
школьную эстраду.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру,
проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между
урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашем ансамбле.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников
будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников.
Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле,
хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.
В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:
1 год –5 часов в неделю, 170часов в течение года, из них 80 часов на индивидуальную и
концертную деятельность.
2 год – 5 часов в неделю, 170 часов в течение года, из них 85 часов на индивидуальную и
концертную деятельность.
3 год – 5 часов в неделю, 170 часов в течение года, из них 90 часов на индивидуальную и
концертную деятельность.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 9 до 17 лет.
Цель: привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные
произведения. Научить ребёнка играть на музыкальном инструменте.
Задачи:
1. На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса,
современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории
Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к
духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни
каждого человека.

3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных
произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов.
Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в
коллективе.
4. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых
произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения.
Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к
окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
5. Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу
радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности,
главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных
интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов
импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой,
фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит
из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение
творчества отдельных композиторов.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и
музыкальных произведений. Игра на музыкальных инструментах.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и
современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно
обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет
самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости,
художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников
и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в
рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Планируемы результаты
Личностные:
- уважение и любовь к традициям своего народа и другим народов мира;
- развитие музыкально-эстетического чувства;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области
эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной
музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая
образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения
различных музыкально-творческих задач.

Метапредметные:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для
достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения
учебными действиями;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего
предназначения в ней;
- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и
способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
- применение полученных знаний для решения разнообразных художественно-творческих
задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений;
- участие в жизни школы, города, округа, общение, взаимодействие со сверстниками в
совместной творческой деятельности
Методы и формы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества,
системного подхода, импровизации и сценического движения.
1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное
формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального
произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик
произведений.
2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший
художественнопедагогический
метод,
определяющий
качественнорезультативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее
каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах
художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении,
ансамблевой
импровизации,
музыкальносценической
театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального
кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность,
инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды
концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет
координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение
содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной
программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной
системы с другими.
4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из
основных производных программы. Требования времени – умение держаться и
двигаться
на
сцене,
умелое
исполнение
вокального
произведения,
раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки
для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под
музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование
данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый
профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и
телом.

Содержание программы:
Программа имеет трехуровневую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на
принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Первый год обучения.
“ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из
детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
6-струнная гитара, бас-гитара, синтезатор, баян.
Второй год обучения.
“МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков.
Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с
усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный
ритм.
6-струнная гитара, бас-гитара, синтезатор, баян.
Третий год обучения.
“ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!” Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет
и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии,
популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал
вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское
мастерство.
6-струнная гитара, бас-гитара, синтезатор, баян.
Первый год обучения:
№
п/п

Тема

1

Введение, знакомство с голосовым аппаратом,

Груп.занятия

Инд.

ТП

занятия

15

9

6

20

14

6

25

15

10

Колчас

10
Использование певческих навыков.
2

Знакомство с различной манерой пения.
Вокальные навыки.

3

Использование
элементов
сценической культуры.

ритмики,

Движения под музыку.
4

Опорное
позиция.

дыхание,

артикуляция,

певческая

Вокально-хоровая работа.
5

Сценическая хореография.

15

10

5

6

Вокально-хоровые навыки в исполнительском
мастерстве.

20

12

8

Подготовка и проведение праздников.

29

13

7

8

Концертная деятельность.

10

Музыкальные инструменты

26

30
32

Условные обозначения:
Т – теория;
П – практика.
В году – 34 недели.
5 часов в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 170 часов.
Второй год обучения:

№
п/п

Тема

1

Введение,
аппаратом,

Кол.
час
владение

своим

Групп.
занятия
ТП

голосовым

Инд.
занятия

3
10

7

15

5

10

15

10

5

10

6

4

10

7

3

Использование певческих навыков.
2

Овладение собственной манерой вокального
исполнения.

3

Знакомство с произведениями
жанров, манерой исполнения.

различных

Великие вокалисты.
Вокальные навыки.
4

Использование
элементов
сценической культуры.

ритмики,

Движения под музыку.
5

Опорное
позиция.

дыхание,

артикуляция,

Вокально-хоровая работа.

певческая

Нотная грамота.
6

Сценическая хореография.

10

7

3

7

Вокально-хоровые навыки в исполнительском
мастерстве.

30

17

13

8

Подготовка и проведение праздников.

44

Концертная деятельность.
9

Музыкальные инструменты

11
36

26

33

Условные обозначения:
Т – теория;
П – практика.
В году – 34 недели.
5часов в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год –170 часов.

Третий год обучения:
№
п/п
1

2

Тема

Кол.
часов

Введение, владение своим голосовым аппаратом,
использование певческих навыков. Знакомство с
великими вокалистами прошлого и настоящего. 10
Собственная манера исполнения вокального
произведения.
Работа над собственной манерой вокального
исполнения. Творчество и импровизация.

Групп.занятия

Инд.

ТП

занятия
3

7

20

14

6

20

12

8

15

12

3

Сценическое искусство.
3

Знакомство с произведениями
Различных жанров, манерой исполнения.
Великие вокалисты.
Вокальные навыки.
Знакомство с многоголосным пением.
Освоение исполнения бэк-вокал.

4

Использование элементов ритмики, сценической
культуры.

Движения под музыку.
Постановка
танцевальных
театральные постановки.

движений,

Опорное дыхание, артикуляция, певческая
позиция. Обработка полученных вокальных
навыков. Дикция и артикуляция. Расширение
диапазона голоса. Выявление индивидуальных
красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная
грамота.

15

7

8

6

Сценическая хореография.

10

7

3

7

Вокально-хоровые навыки в исполнительском
мастерстве.

20

17

3

8

Подготовка
и
проведение
Концертная деятельность.

34

5

праздников.

15
24

Музыкальные инструменты
9

26

21

Условные обозначения:
Т – теория;
П – практика.
В году – 34 недели.
5 часов в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год –170 часов.
Планируемый результат по годам обучения:
Первый год обучения:












наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому
самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в
музыкально-драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового
аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и
заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы,
правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить
слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато,
правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе,
усовершенствовать свой голос;
умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с
точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия –
подголоски.
Исполнять 2-3разнохарактерных произведений на муз.инструм.

Второй год обучения:











наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным
произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло,
участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической
деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы
двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и
сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не
дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение акапелла в унисон,
правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного
дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения,
правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Исполнять 4-5 произведений на муз.инструм.

Третий год обучения:












проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение однодвухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные
ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм;
умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с
его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку,
использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом
мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной
и пропагандистской деятельности;
исполнять
двухголосные
произведения
с
использованием
различных
консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и
слышать ее различные голоса;
услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения
исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть
своим голосом и дыханием
Умение аккомпанировать на музыкальном инструменте.

Обучающиеся по данной программе должны:
Обладать базовыми компетенциями, т.е. умением использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
o
o
o
o

восприятия художественных образцов музыки;
исполнения народных и композиторских песен;
участия в коллективном и вокальном пении;
передачи музыкальных впечатлений изобразительными средствами

Обладать ключевыми компетенциями:
Коммуникативные:
 Умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим
мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную
работу на основе взаимопомощи и уважения;
 Умение обмениваться информацией.
 умение передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкальнопластическом движении, игре на музыкальных инструментах
 умение исполнять вокальные произведения с сопровождением и без
сопровождения;
 умение применять музыкальную речь в форме исполнения песен.
 умение держаться и двигаться на сцене
Учебно-познавательные:
 Умения и навыки организации рабочего места и режима работы;
 Умения и навыки планирования своей деятельности: самостоятельно и
мотивированно организовывать свою познавательную деятельность: узнавать
новые термины; искать сведения о музыке; интересоваться биографией
композиторов и их деятельностью;
 Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своей деятельности:
навыки анализа музыкального произведения
 Умения и навыки определять и сравнивать характер, настроение и средства
музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, динамика, тембр, регистр)
в музыкальных произведениях (фрагментах);

Литература: Методика работы с вокальным, хоровым коллективом. –Муз.издат.1988г
Теория музыки.- Муз.издат. 1988г
Сольфеджио в музыкальной школе. Изд. «Музыка» 2003г
Хрестоматия. Шестиструнная гитара. Изд. «Музыка» 1993г
Сборник песен советских композиторов. Муз. Издат. 1985г, 2001г.
Хрестоматия. Навыки игры на синтезаторе. Изд. «Музыка» , 2001г.
Сценическая культура. Библиотека в помощь худ.самодеятельности.1988г
Сборники русских народных песен.
Фонотека.
Самоучитель игры на баяне Муз. Издат. 1985г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».