Р.П. ВНД Кем быть 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Кем быть?»
Всего: 34 часа
Составитель: Ахматова Наталья Афанасьевна (учитель начальных классов)
2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с
изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования предусматривает профильное
обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, формирование
адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование – это углубление знаний, склонностей,
совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах
общеобразовательной школы.
Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8 – 11 классов, но всё же подросток не успевает
сделать осознанный выбор. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Чтобы
ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с
ближнего окружения, т. е с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Ученики 2, 4 классов ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с детьми профориентационная работа должна стать
основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. Поэтому
прфориентационная работа с младшими школьниками имеет специфический характер и отличается от работы со средними и старшими
классами. Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что при работе с младшими классами целью
является подготовка основы для выбора профессии. Детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно,
профориентационная работа в младших классах заключается в проведении профессионального просветительства.
Перед педагогами начальной школы стоит задача: создание условий для формирования у детей младшего возраста единой картины о
мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Все это определяет современное направление профориентации в школе: создание условий для самопознания, самореализации умственного и
физического потенциала в трудовой деятельности, подхода к себе, как к субъекту труда, выражающемуся впоследствии в профессиональной
мобильности личности.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но, поскольку профессиональное самоопределение
взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как
подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в
начальной школе.
Рабочая программа по курсу «Кем быть?» составлена для 2,4 класса
Курс «Кем быть?» реализует обще интеллектуальное направление во внеурочной деятельности во 2,4 классах в рамках федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Объём программы. На реализацию курса «Мир профессий» во 2,4 классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю).









Нормативно-правовые документы:
Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения);
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала
общеобразовательного процесса в ОУ;
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования
России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
 -познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
 -формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
 -развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Курс «Мир профессий 3 класс» направлен на решение задач воспитания и социализации школьников:
 В области формирования личной культуры:
 формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметнопродуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного
образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»:
 формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать
собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных
норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
 развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
 В области формирования социальной культуры:
 развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в
решении общих проблем;
 укрепление доверия к другим людям;

 развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
 В области формирования семейной культуры:
 формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям.
 Курс разработан с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Актуальность курса продиктована следующими открывающимися возможностями для учащихся: расширить свой кругозор,
представления о мире профессий, исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии, тренировать различные
виды своих способностей.
Новизна Рабочей программы состоит в том, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности
ребёнка, познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику предпрофильной полготовки.
Таким образом, предлагаемый курс может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на предпофильное и профильное
обучение
Формы работы:
 -самоуправление;
 - конкурсы, викторины;
 - познавательные чтения;
 - театрализованные представления;
 - проектная работа.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение,
связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире
профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Работа кружка построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .
Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного
поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности,
развитию кругозора у учащихся.
Структура занятий
1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):


что я знаю об этой профессии;

 что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
 какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
 что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с
рассматриваемой способностью и профессией.
4. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Ожидаемые результаты:
 участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
 расширение кругозора о мире профессий,
 заинтересованность в развитии своих способностей,
 участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
 возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию
из различных источников.
 развитие осмысленного запоминания, дифференцированного восприятия, произвольного внимания;
 развитие познавательной активности, любознательности, расширение общего кругозора и знаний, познавательных интересов и
творческого мышления;
 личностное развитие детей (навыки работы в группе, развитие воображения, навыки слушания);
 осознание детей ценности и важности профессии; проявление интереса и склонности к определённым профессиям, уважение к людям
трудовых специальностей
 совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения
профессиональных обязанностей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы





В ходе реализации программы, обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками.
К ним относятся:
когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по направлению «Мир профессий» - является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):














Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация
работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Содержание и структура занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников. Наиболее
распространённым методом профориентации в младших классах является беседа. Важно, чтобы она была логично связана с учебным
материалом и проходила при активном участии детей. Для этого ученикам можно предварительно дать несложные задания, которые
отвечают теме беседы. Прфориентационная беседа не является каким-то отдельным методом, она используется в сочетании с другими
методами профориентации. Например, при проведении беседы по конкретной профессии желательно использовать наглядные методы
(телевидение, кинофильмы, презентации) и практические (игры, тренинговые задания).
Важная роль в профориентационной работе принадлежит внеклассным мероприятиям. Правильно организованные мероприятия
развивают способности детей, их творческую активность. В процессе внеклассной профориентационной работы происходит расширение,
углубление, закрепление основных профориентационных идей; выбор содержания профориентационной внеклассной работы направлен на
создание возможностей для проявления самостоятельности и творчества учеников в разных сферах деятельности (познавательной, трудовой,

художественной, общественной, и др.). Все формы внеклассной работы способствуют активному применению знаний имеющихся, у
учеников, и стимулируют усвоение новых понятий, умений и навыков, необходимых для будущей предпрофильной ориентации.
Критерии успешности прохождения программы
Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые
необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.
Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет
способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.
Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной
профессии.
Формы контроля
1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — по теме: «Кем и каким я хочу стать»
 Классификация результатов внеурочной деятельности
Способ достижения
Возможные формы деятельности

Содержание
Первый уровень результатов
Приобретение школьником социальных знаний (об Достигается во взаимодействии с учителем как
общественных нормах, устройстве общества, о
значимым носителем положительного
социально одобряемых и неодобряемых формах
социального знания и повседневного опыта поведения в обществе и т.п.), первичного понимания
«педагог - ученик»
социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень результатов
Получение школьником опыта переживания
Достигается во взаимодействии школьников
позитивного отношения к базовым ценностям
между собой на уровне класса, школы, т.е. в
общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, защищенной, дружественной просоциальной
знания, труд, культура), ценностного отношения к
среде, где он подтверждает практически
социальным реальностям в целом
приобретенные социальные знания, начинает
их ценить (или отвергать) - «педагог –
ученик-коллектив»

Беседа

Дебаты, тематический диспут

Третий уровень результатов
Получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия в открытом социуме, за
пределами дружественной среды школы, где не
обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии школьника с
социальными субъектами, в открытой
общественной среде – «педагог – ученик –
коллектив – общественная среда»

Проблемно-ценностная дискуссия

Содержание курса
Введение в мир профессий 5ч
Профессии в школе 3ч
Знакомство с различными профессиями
Профессии моих родителей 5
Итоговые занятия 2ч
№
п/п

Дата
План

13ч

Тема занятия
Факт

Календарно-тематическое планирование
КолСодержание
Характеристика
во
деятельности
час.

Введение в мир профессий 5 ч
Коммуникативные УУД.
-слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД
-определять цель деятельности на уроке.
-умение донести свою позицию до других: оформлять свою устную речь
-учить работать по предложенному плану.
Личностные УУД
-участие в игровой деятельности, умение донести свою позицию до других: оформлять свою устную речь
-составлять рассказы на основе рисунков
-расширение кругозора о мире профессий.
Познавательные УУД
-заинтересовать в развитии своих способностей;
-способность добывать новую информацию из различных источников

Виды работ, формы
занятий
Что развиваем

1

Зачем человек
трудится?

2

Какие профессии ты 1
знаешь?

3

Мир
интересных 1
профессий

4

Чем пахнут ремесла?

1

5

Кем я хочу стать?

1

1

Разминка. Проблемная
ситуация: зачем
человек трудится?
Понятия: «труд»,
«профессия». Игра
«Собери пословицу о
труде»
Презентация
Разминка. Проблемная
ситуация: какие
профессии ты знаешь?
Мини-рассказ учащихся
о некоторых
профессиях.
Разминка. Рассказ
учителя о необычных
профессиях: дегустатор,
дрессировщик,
спасатель.
Презентация

Дискуссия о пользе
Память, умение
знаний и их влиянии
сформулировать то, что
на взрослую жизнь.
тебе известно
Игра «Азбука
профессий». Беседа о
профессиях родителей.

Разминка. Чтение
учителем произведения
Дж. Родари «Чем
пахнут ремесла?»
Презентация
Разминка. Чтение
учителем отрывка из
произведения В.
Маяковского «Кем
быть?». Галерея

Дискуссия:
почему Память, умение
бездельник не пахнет сформулировать то, что
никак?
тебе известно

Дискуссия о пользе
знаний и их влиянии
на взрослую жизнь.
Игра «Азбука
профессий». Беседа о
профессиях родителей.
Дискуссия о пользе
знаний и их влиянии
на взрослую жизнь.
Беседа о прфессиях:
дегустатор,
дрессировщик,
спасатель.

Память, умение
сформулировать то, что
тебе известно

Память, умение
сформулировать то, что
тебе известно

Дискуссия: кем я хочу Устные высказывания,
стать
рисование
Устную речь

рисунков «Кем я хочу
стать?»
Листы, краски,
иллюстрации с
изображением людей
различных профессий
Профессии в школе 3 ч
Коммуникативные УУД.
-слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД
-определять цель деятельности на уроке.
Личностные.
- в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие простые правила поведения, делать выбор, как поступить.
-расширение кругозора о мире профессии
Познавательные УУД
-заинтересовать в развитии своих способностей;
-способность добывать новую информацию из различных источников
6
Профессия – учитель
1
Разминка. Кто такой
Дискуссия о
Восприятие
учитель? Проблемная
предпочтениях
ситуация: каким
малышей в
должен быть учитель?
учительской
Сценка «На уроке»
профессии.
Конкурс загадок на
тему «Школа»
.
Конкурс загадок на
Дискуссия с
Дискуссия, обоснование
7
«Каких профессий не 1
тему «Школа»
обоснованием мнений, мнений
хватает в школе?»
например, о
Умение анализировать
необходимости
пофессии врача,
дворника, цветовода.
8
Профессия
1
Экскурсия в школьную
Восприятие
библиотекарь
библиотеку.

Знакомство с различными профессиями 13 ч
Личностные.
- в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие простые правила поведения, делать выбор, как поступить;
-расширять кругозор о мире профессий;
Познавательные УУД
-заинтересовать в развитии своих способностей;
-способность добывать новую информацию из различных источников;
Регулятивные УУД
-определять цель деятельности на уроке;
-способность добывать новую информацию из различных источников
Коммуникативные УУД.
-слушать и понимать речь других
«Профессия
2
Разминка. Беседа о
Дискуссия о любимых Рисование, дискуссия о
9,
«Воспитатель детского
любимых воспитателях, вос-питателях,
качествах, необходимых
сада».
выявление главных их
выявление глав-ных их для профессии
качеств. За что можно
качеств, за что мож-но Чувство благодарности
не любить воспитателя, не
любить
учителя, человека. От
воспитателя, учителя,
10
каких качеств надо
человека.
избавляться с детства.
Презентация
11
Профессия - пекарь
2
Разминка. Знакомство с
Рисование, дискуссия о
профессией пекаря.
качествах, необходимых
Экскурсия на пекарню
для профессии
12
Чувство благодарности
Профессия - повар
2
Разминка. Знакомство с
Рисование, дискуссия о
13
профессией повара.
качествах, необходимых
Интервьюирование
для профессии
школьного повара .
Чувство благодарности
Познавательная игра
14
«Русская хозяюшка»
Урок-аукцион

«Профессия
«Архитектор».

2

17

Профессия - врач

1

18

«Профессия
«Следователь».

1

19

«Следствие
ведут 1
третьеклассники!».

15

16

«Скатерть самобранка»
Разминка. Знакомство с
профессией
архитектора. Беседа о
предмете деятельности.
Разминка «Восприятие
информации на слух и
её запоминание»
Разминка. Знакомство с
профессией врача.
Пресс-конференция со
школьной медсестрой.
Сюжетно-ролевая игра
«В больнице»
Презентация
Халат врача, аптечка.
Разминка «Зрительная
память».

Аналитическая работа с
картинками,
развивающими навыки,
необходимые при
работе следователя.
Дискуссия.

Проектирование
домика для котёнка
или щенка. Работа в
тетрадях.

Умение воспринимать
информацию на слух,
воображение

Умение воспринимать
информацию на слух,
воображение

Дискуссия о
должностных
обязанностях
следователя. Качества
личности в профессии.
Работа с картинками,
развивающими
внимание, зрительную
память, логическое
мышление.
Дискуссия о
должностных
обязанностях
следователя..

Внимание, зрительную
память, логическое
мышление, умение
слушать

Внимание, умение вести
доказательную дискуссию,
логическое мышление

20

«Профессия «Биолог».

1

Уход за комнатными
растениями.

21

«Профессия
«Водитель
автомобиля».

1

Устные рассказы детей
об известных им
машинах. Маршрутная
карта водителя.

22

«Ты – водитель, я – 1
пешеход».

23

Профессия
««Бухгалтер

24

«Профессия «Мастер
сельскохозяйственного 1
производства
(«Фермер»).

. Беседа с
представителем
профессии

25

«Профессия «Мастер- 1
цветовод».

Встреча и беседа с
интересным
специалистом.

1

. Игра «Запомни и
воспроизведи!» (на
развитие моторной
памяти).
Беседа с
представителем
профессии.

Работа в кабинете и с
подсобным
материалом.
Дискуссия.
Дискуссия.
Практическая работа с
маршрутными картами
«Дорога в школу и из
школы». Обсуждение.
Рисование.
Обсуждение и анализ
ситуаций.
Обсуждение. Что
важно знать
третьекласснику,
который хочет стать
бухгалтером? Что
значит быть
усидчивым?
Обсуждение.
Дискуссия. Игра «Что
ты умеешь, сельский
житель?».
Обсуждение.
Практическая работа
по составлению
букетов. Создание
проекта по

Слуховая память, умение
ухаживать за растениями
Внимание, интерес к ПДД,
стремление использовать
для сбора информации
теле- и радиопередачи,
книги, журналы
Глазомер, стремление
знать ПДД и применять их
на дороге, моторную
память
Интерес к математике,
усидчивость, внимание

Интерес к
сельскохозяйственному
труду, знакомство с
родителями детей,
работающими в сельском
хозяйстве
Эстетический вкус,
любовь к красоте и
умение видеть природный
материал

26

«Профессия «Юрист». 1

27

Профессия - художник

2

оформлению
школьного двора и
пришкольного
участка. Защита
проектов.
Решение практических
задач и ситуаций.

Встреча с
представителем
профессии. Решение
практических задач и
ситуаций.
Ответственность
человека перед законом
(беседа).
Разминка. Знакомство с Обсуждение.
профессией художника. Рисование.
Викторина «Какие
предметы нужны
художнику?» Конкурс
рисунков «Я художник»

Уважение к закону и
правопорядку, к людям
профессии, формирование
чувства справедливости

Эстетический вкус,
любовь к красоте и
умение видеть природный
материал

Профессия моих родителей 5 ч.
Коммуникативные УУД.
-слушать и понимать речь других;
-участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии.
Личностные.
- в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие простые правила поведения, делать выбор, как поступить.
Познавательные УУД
-заинтересовать в развитии своих способностей;
-способность добывать новую информацию из различных источников;
-расширять кругозор о мире профессий
Регулятивные УУД
-определять цель деятельности на уроке

28

Кем работают мои
родители?

2

«Мама –
домохозяйка».

1

Встреча с родителями

2

29

30

.
31
32

Защита мини-проектов
«Профессия моих
родителей.

Рассказы детей,
подготовленные с
родителями по
предварительному
заданию. Работа в
тетрадях. Рисование
по тематике
профессий родителей.
Рассказы детей,
Устные высказывания
подготовленные с
детей по теме.
родителями по
Рисование.
предварительному
Моделирование
заданию.
маминой одежды для
дома.
Пресс-конференция с Связные рассказы по
родителями на тему теме. Рассматривание
«Чем интересна Ваша семейных фото,
профессия?»
изображающих членов
семьи за работой.
Рассказ по фото.

Уважение к традициям
своей семьи, гордость за
профессии родителей

Уважение к труду, навыки
работы по наведению
порядка (на примере кл.
кабинета)

Уважение к традициям
своей семьи, гордость за
профессии родителей

Итоговые занятия 2 ч
Личностные УУД
- в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие простые правила поведения, делать выбор, как поступит
Коммуникативные УУД
-умение донести свою позицию до других: оформлять свою устную речь.
Познавательные УУД
-заинтересовать в развитии своих способностей;
-способность добывать новую информацию из различных источников;
-расширять кругозор о мире профессий
Регулятивные УУД
-определять цель деятельности на уроке
Викторина «Что мы
Разминка. Викторина

33

узнали?»

34.

Подготовка и
проведение праздника
«Все профессии
важны, все профессии
нужны!»









«Что мы узнали?»
Презентация
Праздник для
родителей «Все
профессии важны, все
профессии нужны!»

Используемая литература:
Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»
Психология. Учебное пособие для начальной школы/ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
Развитие интеллектуальных способностей школьника.
Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».