Р.П. дополнительного образования Школьный музей

Рабочая программа дополнительного образования
«Школьный музей»
Всего: 34 часа

Учитель: Ахматова Наталья Афанасьевна

2022 год

Введение
Одной из важнейших задач современной школы России является
воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается
серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество.
Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей
неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е.
уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции
своей страны, формировать у школьников чувство национального
самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности.
Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной, Народом,
выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство,
могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей –
учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и
показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и
человеческого общества и представляющих историческую, научную или
художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией
музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает
сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего
детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных
феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли
как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по
истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися
краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий,
воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение
сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в
педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.
Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке.
Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко –
краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века в
специальной педагогической литературе. С развитием школьного
краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание
школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й
половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием
широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования
юбилейных дат Советского государства.

В разные периоды истории школьные музеи переживали подъёмы и спады,
их то признавали главнейшим резервом для развития государственной
музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.
Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы,
создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов
школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает
образовательному учреждению от представителей ученической,
родительской или педагогической общественности и как результат
собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В
музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и
систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы
родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными
учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают
как своеобразная часть музейной сети страны.
Пояснительная записка
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края,
активно разрабатываются и реализуются региональные и местные
краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации
различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе
факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других
объединений в учреждениях образования.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко
становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и
природе родного края, своего учреждения образования. Организация
школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы
юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и
широкие массы учащихся, их родителей.
Авторская дополнительная образовательная программа «Школьный музей»
относится к образовательной области «История Отечества. Краеведение» и
включает два ведущих компонента: способы деятельности и реализации
регионального компонента в образовании.
Минобразования России рассматривает музеи образовательных
учреждений как эффективное средство духовно-нравственного,
патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует
образовательным учреждениям, органам управления образованием всех
уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным
аспектам организации и функционирования музеев в образовательных
учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и
учреждениями культуры, местными и государственными архивами,
отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и
культуры.
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического

воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования
социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их
вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи
1.Организовать поиск материалов для пополнения музейного фонда.
2.Провести поиск, исследование, систематизацию и обобщение
материалов, связанных с историей семьи, школы, села, района,
области;
3. Организовать учет и хранение собранных документов, предметов,
материалов, проводить их научную проверку, систематизацию и
методическую обработку;
4. Выполнять оформление и экспонирование материалов;
5. Проводить экскурсии для детей, как обзорных для группового
посещения, так и индивидуальных. Проводить экскурсии для
взрослых, посещающих школьный музей.
6. Организовать научно-исследовательскую работу.
7. Развивать дополнительное образование детей средствами музейной
педагогики.
Концепция дополнительной образовательной программы
заключается в изменении содержания образовательного курса на
основе изучения истории родного края через методическую систему
занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных
типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для
создания итоговой композиции частнопредметной итоговой
технологии — музейной педагогики.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на
интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному
обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и
внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Практическая культурно-образовательная деятельность музея
В музее осуществляется процесс передачи культурных значений и
смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в
ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных
экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции
музея:
Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков.
Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение
осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных
работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии,
технологии.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса.
Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного
образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр,
фестивалей и встреч.
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками,
писателями и поэтами, ветеранами,знаменитыми земляками.
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни
открытых дверей (1 раз в четверть).
По основной направленности программа является развивающей (построена
на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся,
освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной
культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку
социальный опыт в познании материальных, духовных культурных
ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в
сохранении, развитии и возрождении культурных традиций, и воспитании
нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения,
поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся
построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в
широком спектре жизненных ситуаций.
По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания
из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с
высокой степенью межпредметных обобщений.
Направления деятельности:
• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного
отношения к культурному наследию и привитие интереса к общению с
музейными ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать
язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой

активности.
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы
более эффективно.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования
в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением
учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
Формы организации работы с музейной аудиторией:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев и музеев района и области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с участниками военных событий.
Прогнозируемые результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по
истории Томской области, Асиновского района и непосредственно села
Новониколаевка и близ лежащих сел и деревень, умений свободно
ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с
историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с
историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к
истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и
преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость,
строившими родное село и район, достижение учащимися высокого уровня
патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории
края.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и
навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих
умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию,
классификации предметов музейного значения, учений по организации и
проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий
по профилю музея на школьном (выставки, конкурсы, тематические часы) и
межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих

способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ
по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного
мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития
высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Перечень мероприятий и работ по реализации программы
«Школьный музей»
1. Работа по нормативно - правовому и организационно - методическому
обеспечению развития сети школьных музеев в районе
1. Разработка и утверждение плана
работы школьного музея

Сентябрь

Руководитель
музея, классные
руководители,
администрация
школы

2. Разработка и утверждение плана
работы Совета музея

Сентябрь

Руководитель
музея

2. Научно-методическое обеспечение музейно-педагогической
деятельности
1. Знакомство с методическими
рекомендациями по учетно хранительской деятельности музея

Ноябрь

Руководитель
музея

3. Информационно - аналитическое обеспечение работы школьных
музеев
1. Размещение на сайте школы
информации о проведенных
мероприятиях.

В течение
периода
действия
программы

Руководитель
музея

2.Оформление экспозиций музея после
ремонта помещения

В течение года Руководитель
музея, учащиеся,
посещающие
краеведческий

кружок
4. Районные мероприятия, конкурсы, смотры школьных музеев
Участие в районных и областных
конкурсах и смотрах

В течение года По мере
возможности

Содержание программы «Школьный музей»
Тема 1. Введение (1 час)
Что такое краеведение. Цели, задачи, участники музейного движения.
Программа работы школьного музея.
Тема 2. Наследие в школьном музее (2 часа )
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования
наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как
комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов
наследия как способ их охраны и использования.
Оформление экспозиции «Село Новониколаевка- главный мой причал»
Тема 3. Функции школьного музея (2 часа)
Полуфункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет;
детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых
разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ
документирования истории природы и общества родного края; форма
сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия;
школа профессиональной ориентации детей.

Тема 4. Родной край в истории государства российского (4 часа)
Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания
местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в

контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории
и культуры родного края. Экскурсия по достопримечательным объектам
природы, истории и культуры родного края.
Тема 5. Организация школьного музея (2 часа)
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение
учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые
функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные
документы школьного музея.
Тема 6. Моя семья и родной край (3 часа)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный
архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода.
Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных
реликвий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с
историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 7. Комплектование фондов школьного музея (1 час)
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейнокраеведческого исследования. Планирование работы. Специальное
снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов
музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических
событиях, природных явлений и предметах музейного значения.
Тема 8. Наша школа в истории района (4 часа)
Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники
школы, их след в истории района, области. Публикации о школе, её учителях
и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по
истории школы в районных, областных архивах.
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись
воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них
материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками,
живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и
летописи школы.
Тема 9. Социально-экономическая история района (2 часа)
Основные этапы социального и экономического развития района.
Особенное и уникальное в истории района. Специфические особенности

развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта,
коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории района с
природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Население
района - главное его богатство. Изучение опубликованных источников по
социально-экономической истории района. Выявление объектов музейноэкономической истории района. Выявление объектов музейно-краеведческих
исследований
.Проведение экскурсии «Рукоделие»
Тема 10. Фонды школьного музея (2 часа)
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научновспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы
формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного
музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурновлажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных
предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев
и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Тема 11. Учет и описание музейных предметов (1 час)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета
музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и
коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные
картотеки.
Тема 12. Военная слава земляков (4 часа)
Военные традиции земляков. Земляки – участники ВОВ и других военных
действий. Военные реликвии семьи. Служба в армии -почетная обязанность
гражданина России. Основные битвы ВОВ. Гостомля в годы ВОВ.
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или
прошедших действительную военную службу. Сбор информации у
родственников и знакомых. Уход за воинскими захоронениями.
Тема 13. Наше природное наследие (2 часа)
Природно-климатические условия, геологическое строение и рельеф, почвы,
водные ресурсы, растительность, животный мир региона. Объекты
природного наследия родного края, их выявление, охрана и музеефикация.
Экологические проблемы края. Мониторинг природного наследия.
Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее (4 часов)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного
наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая,
учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных
источников, научной и популярной литературы, материалов музейного
собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение
материалом, этика.
Учебно-тематический план к программе «Школьный музей»

№
п/п

Тема занятий

Теоретические
занятия

Практические
занятия

(кол-во часов)

(кол-во часов)

1.

Введение

1

2.

Наследие в школьном
музее

1

3.

Функции школьного
музея

2

4.

Родной край в истории
государства российского

1

5.

Организация школьного
музея

6.

Моя семья и родной край

1

7.

Комплектование фондов
школьного музея

1

8.

Наша школа в истории
района

1

Всего

1
1

2

2

3

4

2

2

2

3
1

3

4

9.

Социальноэкономическая история
района

2

10.

Фонды школьного музея

1

11.

Учёт и описание
музейных предметов

12.

Военная слава земляков

13.

Наше природное наследие

14.

Экскурсионная работа в
школьном музее

Итого:

2

1

2

1

1

1

3

4

1

1

2

4

4

13

21

34

Предполагаемые конечные результаты и их социальная
значимость
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом
воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в
поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство
с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы
родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в
экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это
воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к
культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм
и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных
видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в
краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую
закалку, овладевают необходимыми туристическими навыками, учатся жить
в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в
процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это
навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать
исторические источники, реставрировать исторические документы,

сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники
истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами
изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым
изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и
архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по
истории, традициях школы, города, учатся понимать, как история школы
связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как
различные исторические, политические и социально-экономические
процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих
процессов в родном городе, школе.
Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления
детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и
обществоведения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».