Р.П. дополнительного образования Русская лапта

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности

«Русская лапта»
Программа дополнительного образования детей 8 – 15 лет
Срок реализации — 7 лет

Составитель: Ахматова Наталья Афанасьевна
(за основу взята программа Сколобанова Е.Н.)

2023 год.

Программа по внеурочной деятельности « Русская лапта» составлена и разработана на
основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного
образовательного стандарта, в соответствии с требованиями и рекомендациями
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации",
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва, Постановления Главного
государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы «Русская лапта» по содержанию является физкультурноспортивной; по функциональному предназначению – досугово-специальной; по форме
организации – кружковой; по времени реализации – длительной подготовки.
Программа реализуется в течение 7 лет и подразделяется на этапы:
 начальной подготовки (2 года, возраст воспитанников – 8-9 лет);
 учебно-тренировочный (3 года, возраст воспитанников – 10-13 лет);
 спортивного совершенствования (2 года, возраст воспитанников– 14-15 лет).
При создании данной программы за основу взята программа для детско-юношеских
спортивных школ, которая адаптирована для образовательных учреждений дополнительного
образования детей (спортивных секций) и общеобразовательных учреждений (спортивных
кружков).
Новизна программы состоит в том, что впервые конкретизированы основные виды
подготовок
(физическая,
техническая,
тактическая
и
интегральная)
для
общеобразовательного учреждения (школы-интерната), тематическое планирование
приведено в соответствии с требованиями данного учреждения.
Актуальность программы обусловлена тем, лапта не требует ни особых
дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных
площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Для игры необходимы
игровая площадка размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину с травяным, грунтовым или
искусственным покрытием, цельнодеревянная бита длиной 60-110 см, весом не более 1500 г
и теннисный мяч.
Целью программы является укрепление здоровья детей и всестороннее их физическое
развитие через углубленное освоение игры «Русская лапта» по современным спортивным
правилам.
Основными задачами многолетней и целенаправленной работы с детьми на всех
этапах обучения являются:
 привлечение детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
 формирование здорового образа жизни;
 развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей;
 подготовку спортсменов высокой квалификации для сборных юношеских и
молодежных команд районов, городов и областей;
 подготовку спортивных судей по русской лапте.

2

Формы и режим обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе
совместной деятельности педагога дополнительного образования и воспитанников.
Занятия необходимо строить так, чтобы воспитанники сами находили нужное решение,
опираясь на свой опыт. Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической,
общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1,5-2 часа в
неделю.
На этапе начальной подготовки проводятся одно занятие по одному часу в неделю – 34
часа (34 учебных недели). На учебно-тренировочном этапе – одно занятие по одному часу в
неделю (34 часа). На этапе спортивного совершенствования – одно занятие по одному часу в
неделю (34 часа).
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается
содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для повышения интереса занимающихся к занятиям лаптой и более успешного решения
образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные
формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у воспитанников предварительные представления об
изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание,
команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных
пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у воспитанников конкретные
представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- методы упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное
повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у воспитанников
образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально
подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и
физических способностей занимающихся.
3

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Планируемые результаты освоения этапов программы.
Личностные результаты:
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных ситуациях;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах
физкультурной деятельности;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
 формирование
умения понимать причины успеха\неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
 продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении задач внеурочной
физкультурной деятельности.
Предметные результаты:
 формирование представления о роли физической культуры для укрепления
здоровья;
 овладение
умениями
организовывать
здоровьеформирующую
и
здоровьесберегающую жизнедеятельность;
 формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок;
 обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их
исправления;
 развитие общей физической подготовки;
 развитие специальной физической подготовки;
 выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений разными
способами, в различных условиях.


Основной формой подведения итогов реализации образовательной программы на
всех этапах являются соревнования, первенства, турниры, спортивные фестивали и другие
спортивные мероприятия. Для текущего, годового и поэтапного контроля используются
наблюдения динамики изменений интегральной оценки технической подготовленности
воспитанников по ниже приведенной таблице рейтинговых испытаний.

4

Мальчики и юноши
Очки ЗАЩИТА
Броски Броски
снизу 6 м
3м
20
34
26
19
33
25
18
32
24
17
31
23
16
30
22
15
29
21
14
28
20
13
27
19
12
26
18
11
25
17
10
24
16
9
22
15
8
20
14
7
18
13
6
16
12
5
14
11
4
12
10
3
10
8
2
8
6
1
6
4
Девочки и девушки
Очки ЗАЩИТА
Броски Броски
снизу 6 м
3м
20
30
22
19
29
21
18
28
20
17
27
19
16
26
18
15
25
17
14
24
16
13
23
15
12
22
14
11
21
13
10
20
12
9
18
11
8
16
10
7
14
9
6
12
8
5
10
7
4
9
6
3
8
5
2
7
4

НАПАДЕНИЕ
ПодБег
брасы- 4х15м
вание
20
17,0
19
17,3
18
17,6
17
17,9
16
18,2
15
18,5
14
18,8
13
19,0
12
19,2
11
19,4
10
19,6
9
19,8
8
20,0
7
20,3
6
20,6
5
20,9
4
21,2
3
21,4
2
21,7
1
22,0

Ловля
в
парах
14,5
15,0
15,5
16,0
16,5
17,0
17,5
18,0
19,0
20,0
10 л
9л
8л
7л
6л
5л
4л
3л
2л
1л

Броски Броски
в цель в
центре
26,0
18,0
28,0
19,0
30,0
20,0
32,0
21,0
34,0
22,0
36,0
23,0
38,0
24,0
40,0
26,0
42,0
28,0
44,0
30,0
46,0
32,0
48,0
34,0
50,0
36,0
52,0
38,0
54,0
40,0
56,0
42,0
57,0
44,0
58,0
46,0
59,0
48,0
60,0
50,0

Ловля
в
парах
16,5
17,0
17,5
18,0
18,5
19,0
20,0
21,0
22,0
24,0
10 л
9л
8л
7л
6л
5л
4л
3л
2л

НАПАДЕНИЕ
Броски Броски ПодБег
в цель в
брасы- 4х15м
центре вание
30,0
26,0
20
18,5
32,0
27,0
19
18,8
34,0
28,0
18
19,1
36,0
29,0
17
19,5
38,0
30,0
16
19,8
40,0
31,0
15
20,0
42,0
32,0
14
20,2
44,0
34,0
13
20,4
46,0
36,0
12
20,6
48,0
38,0
11
20,8
50,0
40,0
10
21,0
52,0
42,0
9
21,2
53,0
44,0
8
21,4
54,0
46,0
7
21,6
55,0
48,0
6
21,8
56,0
50,0
5
22,0
57,0
52,0
4
22,2
58,0
54,0
3
22,4
59,0
57,0
2
22,7

Удары Удары Удары
сверху снизу сбоку
20
19
18
17
16
15
14
13
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1

20
19
18
17
16
15
14
13
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1

20
19
18
17
16
15
14
13
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1

Удары Удары Удары
сверху снизу сбоку
20
19
18
17
16
15
14
13
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2

20
19
18
17
16
15
14
13
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2

20
19
18
17
16
15
14
13
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
5

1

6

3

1л

60,0

60,0

1

23,0

1

1

1

Учебно-тематический план по годам обучения.
№
п/п

1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
4
4.1
4.1.1
4.1.2
4.1.3
4.2
4.2.1
4.2.2
4.2.3
5
6
7

Разделы, темы

Этапы, год обучения
Начальной Учебноподготовки тренировочный

1-й
Теоретическая подготовка
4
Роль физической культуры и 1
спорта в формировании личности.
Социальное значение спорта,
состояние и развитие лапты.
Влияние физических упражнений 1
на организм занимающихся.
Гигиена, врачебный контроль и
самоконтроль.
Оборудование
и
инвентарь, 1
правила техники безопасности.
Правила игры в русскую лапту.
1
Основы техники и тактики игры.
Основы методики обучения.
Организация
и
проведение
соревнований.
Физическая подготовка
12
Общая физическая подготовка.
7
Специальная
физическая 5
подготовка.
Техническая подготовка
10
Техника игры в нападении.
5
Техника игры в защите.
5
Тактическая подготовка
4
Тактика игры в нападении.
Индивидуальные действия.
1
Групповые действия.
1
Командные действия.
Тактика игры в защите
Индивидуальные действия.
1
Групповые действия.
1
Командные действия.
Интегральная подготовка
2
Инструкторская и судейская
практика
Соревнования и контрольные 2
испытания
Общее количество часов
34

2-й
4
1

Спортивного совершенствования
1-й
2-й
5
5
0,5
0,5

1-й
4
0,5

2-й
4
0,5

3-й
4
0,5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5
1

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5
0,5
0,5
1

0,5
0,5
0,5
1

1

12
7
5

12
7
5

12
7
5

12
7
5

12
7
5

12
7
5

10
5
5
4

10
5
5
4

10
5
5
4

10
5
5
4

10
5
5
3

10
5
5
3

1
1

0,5
0,5
1

0,5
0,5
1

0,5
0,5
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1

1
0,5
0,5
1
1

1
0,5
0,5
1
1

1
0,5
0,5
1
1

0,5
0,5
0,5
1
1

0,5
0,5
0,5
1
1

2

2

2

2

2

2

34

34

34

34

34

34

2

6

Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная
физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития русской лапты,
правила соревнований, по основам анатомии, физиологии, психологии.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые
способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к
физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению
техническим и тактическим приемам игры.
Раздел 1. Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка осуществляется в форме специальных теоретических
занятий, а также в тренировочных занятиях по технической, тактической, физической,
интегральной и психологической подготовке.
Главным критерием освоения данного раздела является способность воспитанников
применять полученные знания в процессе тренировки и условиях соревнований.
Раздел 2. Физическая подготовка
Тема 2.1. Общая физическая подготовка
Для решения задач физической подготовки применяется широкий круг средств с
учетом возраста и пола занимающихся. Подбор средств и объем физической подготовки для
каждого занятия зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий,
в которых проводятся занятия.
На начальном этапе обучения объем физической подготовки доходит до 50 %
времени, отводимого на занятия.
Основные задачи этапа начальной подготовки – укрепление здоровья, разносторонняя
подготовка, овладение основными двигательными навыками (ходьбой, бегом, прыжками,
метаниями).
Основными средствами подготовки на данном этапе являются легкоатлетические
упражнения, спортивные и подвижные игры, гимнастические и акробатические упражнения.
Главным в выборе средств подготовки должно быть их разностороннее воздействие на
организм. Избранные средства надо широко варьировать.
Особое место на занятиях должно отводиться упражнениям с различными мячами.
Физическая подготовка на учебно-тренировочном этапе не многим отличается от
этапа начальной подготовки.
Основное внимание на этом этапе должно быть обращено на формирование
специальных физических качеств. В этом возрасте наиболее благоприятны предпосылки для
развития быстроты и скоростно-силовых качеств.
При выполнении силовых упражнений необходимо использовать повторный метод.
При уменьшении мощности нагрузки на половину (от предела) ее влияние на организм
становится оптимальным, показатели работоспособности подростков приближаются к
показателям взрослых. Физическую подготовку необходимо проводить с учетом специфики
игровой деятельности, объем ее в годичном цикле – не менее 30 %, при этом используется
метод сопряженных воздействий.

7

Основные средства физической подготовки на данном этапе – широкий набор
упражнений из других видов спорта. По своему характеру и структуре эти движения должны
быть близкими к движениям в русской лапте.
Основная задача в развитии общей физической подготовки на этапе спортивного
совершенствования – постоянное совершенствование физических возможностей, особенно
взрывной силы. Наряду с продолжением решения задач предыдущего этапа нужно
осуществить следующее: расширить круг двигательных возможностей на основе широкого
использования средств физической подготовки и совершенствовать специальную
физическую подготовку.
Тема 2.2. Специальная физическая подготовка
На начальном этапе отводится 20 % для развития специальной физической подготовке
(тестирование, контрольные упражнения и тренировки). На этом этапе подготовки
необходимо приучать детей к выполнению специальных упражнений в лапте, куда
обязательно должны входить упражнения на улучшение подвижности в плечевом и
лучезапястном суставах, упражнения имитационного характера.
На учебно-тренировочном этапе к специальной физической подготовке подходят
более дифференцировано и, как правило, проводят ее с использованием метода круговой
тренировки, который позволяет развить в первую очередь скоростно-силовые качества,
выносливость, гибкость с учетом индивидуальных возможностей юных игроков в лапту.
На этапе спортивного совершенствования в физической подготовке все больше
времени отводится специальной подготовке с использованием игрового метода.
На данном этапе по-прежнему отдается предпочтение скоростным упражнения.
Упражнения на выносливость носят специфический характер, свойственный игровой
деятельности: они выполняются с предельной быстротой, в условиях перемещений в течение
продолжительного времени.
Раздел 3. Техническая подготовка
Тема 3.1. Техника игры в нападении
К разделу технической подготовки игрока нападения относятся стойка игрока, техника
ударов битой по мячу, подбрасывание мяча, перебежки, приемы, позволяющие избежать
осаливания и самоосаливания, навыки переосаливания (в «борьбе за город»).
Тема 3.2. Техника игры в защите
Умелые и грамотные действия и взаимодействия защитников могут обезвредить любую
комбинацию нападающих.
К разделу технической подготовки игрока защиты относятся стартовая стойка,
положение ног, рук игроков, располагающихся в поле. Перемещения боком, спиной, лицом:
шаги, скачок, прыжок, бег, остановка. Различные сочетания способов перемещения.
Ловля мяча одной и двумя руками, летящего – на уровне груди, выше головы, слева и
справа на различных уровнях, прыгающего по площадке. Ловля мяча из положения лежа,
стоя, спиной, боком, сидя на площадке. Ловля мяча после ударов битой «свечой» и
«накатом».
Выполнение передачи мяча: с близкого расстояния (3 – 10 м), со среднего расстояния
(10 – 30 м), с дальнего расстояния (30 – 40 м) на точность с места, в движении, с поворотом,
после падения (в положении сидя, лежа, с кувырком).
Выполнение осаливания и переосаливания.

8

Раздел 4. Тактическая подготовка
Основные задачи тактической подготовки на начальном этапе обучения –
формирование и развитие тех способностей, которые лежат в основе тактического мышления
и тактических действий, связанных с изученными приемами техники.
Здесь необходимо развивать внимание, зрительную память на ситуации, ориентировку
во времени и пространстве. Эффективными средствами здесь являются различные
упражнения, спортивные и подвижные игры, эстафеты, которые требуют проявления
быстроты реакции и ориентиров, быстроты ответных действий, сообразительности,
наблюдательности, переключения с одних действий на другие и т.д.
На учебно-тренировочном этапе в результате уменьшения объема физической
подготовки значительно увеличивается объем тактической подготовки.
Задачи тактической подготовки на данном этапе: расширение арсенала индивидуальной
тактики, основанной на изученных приемах техники; воспитание навыков взаимодействий
двух, трех человек; изучение специфики игровых функций.
Основной направленностью тактической подготовки на этапе спортивного
совершенствования являются: установление рациональной последовательности, изучение
всех видов тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) в нападении и
защите в процессе интегральной подготовки (взаимосвязь тактической и технической
подготовок, система заданий в учебных играх, установка в контрольных играх и
соревнованиях).
Для решения этих задач необходимы разнообразные средства. Ведущее место здесь
занимают упражнения по тактике и двусторонняя игра, теория тактики игры, кроме того –
подготовленные упражнения для развития быстроты реакции, ориентировки, упражнения на
переключение с одних тактических действий на другие и т.д.
Большой удельный вес в занятиях на этом этапе занимает групповая подготовка.
Тема 4.1. Тактика игры в нападении
Тактика игры в нападении, как и в большинстве спортивных игр, подразделяется на –
индивидуальные действия, групповые действия и командные действия. Все эти действия
зависят от физической и технической подготовленности, как команды в целом, так и игроков
в отдельности, а также от уровня технико-тактической подготовленности защищающейся
команды.
Индивидуальные действия. К индивидуальным действиям игроков нападения относятся
– Выбор удара («сверху», «сбоку», «свеча») при той или иной ситуации. Направление удара
(влево, вправо или по центру). Действия перебежчика при осаливании его партнера.
Действия перебежчика, которого осаливает противник, в случае, когда партнеры приносят
своей команде очки. Действия нападающего при выносе мяча за линию «города». Выбор
места для перебежки. Действия нападающего при ошибках защитников (неточная передача
мяча, мяч выходит из поля зрения защитников).
Групповые действия. Групповые перебежки за линию «кона», «города». Виды
групповых перебежек (однонаправленные, разнонаправленные, «веером»). Групповая
перебежка команды, имеющая в ходе встречи меньшее количество очков.
Командные действия. Преимущественное использование игроками ударов «сверху»,
«свечой», дальних боковых ударов. Расстановка игроков в порядке очередности и пробития
ударов. Действия команды, ведя в счете в конце матча с небольшим преимуществом, с
большим преимуществом. Действия команды, проигрывающей в конце встречи от 1-го до
12-ти очков. Действия команды в случае, когда есть только один игрок, имеющий право на
удар.

9

Тема 4.2. Тактика игры в защите
Все игровые действия игроков команды, играющей в защите, направлены на осаливание
соперника и быстрого перехода к игре в нападении. Команда, играющая в защите, может
получить право на переход в нападение в следующих случаях, во-первых, если осалит одного
из игроков соперника, во-вторых, если заставит перебегающего игрока совершить ошибку
при перебежке (например – самоосаливание), в-третьих, если у нападающих не окажется
игроков, имеющих право на удар.
Для выполнения этих задач тактика игры в защите подразделяется на индивидуальные,
групповые и командные действия.
Индивидуальные действия. К индивидуальным действиям игрока защиты относятся –
выбор места для ловли мяча при ударе «сверху», «сбоку», «свеча»; выбор места для
осаливания перебежчика; выбор места для получения передачи от партнера; страховка своих
партнеров при пропуске ударов и выполнении осаливания; действия заносящего при выносе
мяча за линию «города».
Групповые действия. Действия группы защитников передней линии при ударах сверху
и «свеча»; группы защитников дальней линии при ударах в «кон»; взаимодействие игрока
передней линии, центрального игрока и игрока дальней линии при выполнении перебежки с
линии «города»; взаимодействие игрока дальней линии, центрального игрока и игрока
передней линии при выполнении перебежки с линии «кона»; взаимодействие группы
игроков защиты при пропуске удара за боковую линию.
Командные действия. Система игры в защите. Действия команды при ударе «сверху»
(во 2-ю зону, в 3-ю зону, по центру); при ударах «сбоку» и «свеча»; при одиночных,
групповых и разнонаправленных перебежках соперника; при осаливании и самоосаливании
соперника; в случаях, когда у нападающих остался один игрок, имеющий право на удар.
Раздел 5. Интегральная подготовка
Интегральная подготовка представляет собой систему тренировочных воздействий,
призванную максимально использовать тренировочные эффекты технической, тактической,
физической и других видов подготовки в соревновательной деятельности игроков в лапту.
Основу интегральной подготовки составляют упражнения, при помощи которых в
единстве решаются вопросы физической и технической подготовок; технической и
тактической подготовок; переключения в выполнении технических приемов и тактических
действий. Учебные игры, контрольные игры и соревнования по лапте служат высшей
формой интегральной подготовки.
Раздел 6. Инструкторская и судейская практика
Работа по привитию инструкторских и судейских навыков проводится на этапах
учебно-тренировочном и спортивного совершенствования в форме бесед, семинаров,
практических занятий и самостоятельного обслуживания соревнований.
На учебно-тренировочном этапе воспитанники знакомятся с обязанностями и
правами участников соревнований, с общими обязанностями судей, с подготовкой мест
проведения соревнований. Составляют комплексы упражнений для подготовительной,
основной и заключительной частей занятия, комплекс разминки перед соревнованием.
На этапе спортивного совершенствования воспитанники проводят тренировочные
занятия по физической, технической и тактической подготовкам. Участвуют в организации и
судействе районных, городских и областных соревнований.

10

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Рабочий план спортивной секции по русской лапте. 1—7 й год обучения

Наиме№ нование
п\п раздела
программы
1
2
1
Теория

2

Техническая
подготовка

Тема
занятия

Кол- Тип
во
занятия
часов

3
История
лапты

4
30(с
учет
ом
всех
часо
в)

5
Изучение
нового
материала

Техника
70(с
передвиучет
жений,
ом
ловля
и всех
передача
часо
м\мяча
в)

.Изучение
нового
материала

Совершенс
твования

Элементы
содержан
ия
6
История
возникнов
ения
лапты.
Развитие
русской
лапты,
минилапты
России
Стойка
игрока.
Перемеще
ние
в
стойке
боком,
лицом.
Ловля и
передача
мяча
в
парах на
месте.
Игра
в
русскую
лапту.
Стойка
игрока.
Перемеще
ние
в
стойке
боком,
лицом.
Ловля и
передача
мяча
в
парах на
месте.
Игра
в
русскую
лапту.

Требования
к уровню подготовленности
обучающихся

Вид
Дата
контроля проведения

7
Знать историю
лапты

8
9
Текущий

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

11

Совершенс
твования

Изучение
нового
материала

Изучение
нового
материала

Изучение
нового
материала

Стойка
игрока.
Перемеще
ние
в
стойке
боком,
лицом.
Ловля и
передача
мяча
в
парах на
месте.
Игра
в
русскую
лапту.
Перемеще
ние
в
стойке
боком,
спиной
вперёд.
Ловля и
передача
мяча
в
парах
в
движении.
Игра
в
русскую
лапту.
Перемеще
ние
в
стойке
боком,
спиной
вперёд.
Ловля и
передача
мяча
в
парах
в
движении.
Игра
в
русскую
лапту.
Перемеще
ние
в
стойке
боком,
спиной
вперёд.
Ловля и
передача
мяча
в

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

12

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Изучение
нового
материала

парах
в
движении.
Игра
в
русскую
лапту.
Перемеще Уметь выпол- Текущий
ние
в нять техничесстойке
кие приёмы
боком,
спиной
вперёд.
Ловля и
передача
мяча
в
парах
в
движении.
Игра
в
русскую
лапту.
Перемеще
ние
в
стойке
боком,
спиной
вперёд.
Ловля и
передача
мяча
в
парах
в
движении.
Игра
в
русскую
лапту.
Перемеще
ние
в
стойке
боком,
спиной
вперёд.
Ловля и
передача
мяча
в
парах
в
движении.
Игра
в
русскую
лапту.
Правила
игры
в
русскую
лапту

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Знать правила Текущий
игры
в
русскую лапту

13

3

Теория

Правила
соревнований

4

ОФП

Развитие
двигательн
ых качеств

Изучение
нового
материала

84(с
учет
ом
всех
часо
в)

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Специаль
но
беговые
упражнен
ия.
Пробеган
ие
отрезков
20, 40, 60
м. Кросс
1000
м.
Игра
в
русскую
лапту.
Специаль
но
беговые
упражнен
ия.
Пробеган
ие
отрезков
20, 40, 60
м. Кросс
1000
м.
Игра
в
русскую
лапту.
Специаль
но
беговые
упражнен
ия.
Пробеган
ие
отрезков
20, 40, 60
м. Кросс
1000
м.
Игра
в
русскую
лапту.

Уметь
выполнять
беговые
упражнения

Текущий

Уметь
выполнять
беговые
упражнения

Текущий

Уметь
выполнять
беговые
упражнения

Текущий

Стартовы
е рывки с
места.
Повторны
е рывки
на
максимал
ьной
скорости

Уметь
выполнять
беговые
упражнения

Текущий

14

Совершенс
твования

Совершенс
твования

на
отрезках
до 20 м.
Ускорени
е
из
различны
х
исходных
положени
й.
Пробеган
ие
отрезков
40,60 м.
Кросс
1000 м.
Игра
в
русскую
лапту.
Стартовы
е рывки с
места.
Повторны
е рывки
на
максимал
ьной
скорости
на
отрезках
до 20 м.
Ускорени
е
из
различны
х
исходных
положени
й.
Пробеган
ие
отрезков
40, 60 м.
Кросс
1000 м.
Игра
в
русскую
лапту.
Стартовы
е рывки с
места.
Повторны
е рывки

Уметь
выполнять
беговые
упражнения

Текущий

Уметь
выполнять
беговые
упражнения

Текущий

15

Совершенс
твования

Совершенс

на
максимал
ьной
скорости
на
отрезках
до 20 м.
Ускорени
е
из
различны
х
исходных
положени
й.
Пробеган
ие
отрезков
40, 60 м.
Кросс
1000 м.
Игра
в
русскую
лапту.
Стартовы
е рывки с
места.
Повторны
е рывки
на
максимал
ьной
скорости
на
отрезках
до 20 м.
Ускорени
е
из
различны
х
исходных
положени
й.
Пробеган
ие
отрезков
40, 60 м.
Кросс
1000 м.
Игра
в
русскую
лапту.
Стартовы

Уметь
выполнять
беговые
упражнения

Текущий

Уметь

Текущий
16

твования

Изучеие
нового
материала

5

Техническая
подготовка

Техника
70(с
ударов по учет
мячу
ом
всех
часо
в)

Совершенс
твования

е рывки с
места.
Повторны
е рывки
на
максимал
ьной
скорости
на
отрезках
до 20 м.
Ускорени
е
из
различны
х
исходных
положени
й.
Пробеган
ие
отрезков
40, 60 м.
Кросс
1000 м.
Игра
в
русскую
лапту.
Удары по
мячу
битой.
Удары с
боку.
Удары на
точность:
в
определен
ную цель
на поле.
Подача
мяча.
Игра
в
русскую
лапту.
Удары по
мячу
битой.
Удары с
боку.
Удары на
точность:
в
определен

выполнять
беговые
упражнения

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

17

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Совершенс
твования

ную цель
на поле.
Подача
мяча.
Игра
в
русскую
лапту.
Удары по
мячу
битой.
Удары с
боку.
Удары на
точность:
в
определен
ную цель
на поле.
Подача
мяча.
Игра
в
русскую
лапту.
Удары по
мячу
битой.
Удары с
боку.
Удары на
точность:
в
определен
ную цель
на поле.
Подача
мяча.
Игра
в
русскую
лапту.
Удары по
мячу
битой.
Удары с
боку.
Удары на
точность:
в
определен
ную цель
на поле.
Подача
мяча.

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

18

Совершенс
твования

Изучен.
нового
материала

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Игра
в
русскую
лапту.
Удары по
мячу
битой.
Удары с
боку.
Удары на
точность:
в
определен
ную цель
на поле.
Подача
мяча.
Игра
в
русскую
лапту.
Удары по
мячу
битой.
Удары с
низу.
Подача
мяча.
Игра
в
русскую
лапту.
Удары по
мячу
битой.
Удары с
низу.
Подача
мяча.
Игра
в
русскую
лапту.
Удары по
мячу
битой.
Удары с
низу.
Подача
мяча.
Игра
в
русскую
лапту.
Удары по
мячу
битой.

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь
вы-ть Текущий
тех-ие приёмы

19

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Изучен.
нового
материала

Изучен.
нового
материала

Изучен.
нового
материала

Удары с
низу.
Подача
мяча.
Игра
в
русскую
лапту.
Удары по
мячу
битой.
Удары с
низу.
Подача
мяча.
Игра
в
русскую
лапту.
Удары по
мячу
битой.
Удары с
низу.
Подача
мяча.
Игра
в
русскую
лапту.
Удары по
мячу
битой.
Удары с
верху.
Подача
мяча.
Игра
в
минилапту.
Удары по
мячу
битой.
Удары с
верху.
Подача
мяча.
Игра
в
минилапту.
Удары по
мячу
битой.
Удары с
верху.

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

20

Изучен.
нового
материала

Изучен.
нового
материала

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Подача
мяча.
Игра
минилапту.
Удары
мячу
битой.
Удары
верху.
Подача
мяча.
Игра
минилапту.
Удары
мячу
битой.
Удары
верху.
Подача
мяча.
Игра
минилапту.
Удары
мячу
битой.
Удары
верху.
Подача
мяча.
Игра
минилапту.
Удары
мячу
битой.
Удары
верху.
Подача
мяча.
Игра
минилапту.
Удары
мячу
битой.
Удары
верху.
Подача
мяча.

в
по Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы
с

в
по Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы
с

в
по Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы
с

в
по Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы
с

в
по Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы
с

21

Игра
минилапту.
Совершенс
твования

Совершенс
твования

Изучен.
нового
материала

6

Теория

Правила
соревнований

Изучен.
нового
материала

7

ОФП

Развитие
двигательн
ых качеств

Совершенс
твования

в

Удары по
мячу
битой.
Удары с
верху.
Подача
мяча.
Игра
в
минилапту.
Удары по
мячу
битой.
Удары с
верху.
Подача
мяча.
Ускорени
е
из
различны
х
исходных
положени
й.
Правила
игры
в
минилапту.
Жесты
судей
Осаливан
ие
и
самоосали
вание.
Финты
(обманны
е
движения)
при
осаливани
и. Игра в
минилапту.
Осаливан
ие
и
самоосали
вание.
Финты

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Знать правила Текущий
игры в минилапту

Текущий

Текущий

22

(обманны
е
движения)
при
осаливани
и. Игра в
минилапту.
Совершенс
твования
Совершенс
твования

Совершенс
твования
Совершенс
твования

Совершенс
твования

Совершенс

Осаливан
ие
и
самоосали
вание.
Финты
(обманны
е
движения)
при
осаливани
и. Игра в
минилапту.
Осаливан
ие
и
самоосали
вание.
Финты
(обманны
е
движения)
при
осаливани
и. Игра в
минилапту.
Осаливан
ие
и
самоосали
вание.
Финты
(обманны
е
движения)
при
осаливани
и. Игра в
минилапту.
Осаливан
ие
и

Текущий

Текущий

Текущий

Текущий

23

твования

Изучен.
нового
материала

8

Техническая
подготовка

Осаливание
финты
(обманные
движения)

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Совершенс
твования

самоосали
вание.
Финты
(обманны
е
движения)
при
осаливани
и. Игра в
минилапту.
Осаливан
ие
и
самоосали
вание.
Финты
(обманны
е
движения)
при
осаливани
и. Игра в
минилапту.
Осаливан
ие
и
самоосали
вание.
Финты
(обманны
е
движения)
при
осаливани
и. Игра в
минилапту.
Осаливан
ие
и
самоосали
вание.
Финты
(обманны
е
движения)
при
осаливани
и. Игра в
минилапту.
Осаливан
ие
и

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять техничес24

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Изучен.
нового
материала

самоосали
вание.
Финты
(обманны
е
движения)
при
осаливани
и. Игра в
минилапту.
Осаливан
ие
и
самоосали
вание.
Финты
(обманны
е
движения)
при
осаливани
и. Игра в
минилапту.
Осаливан
ие
и
самоосали
вание.
Финты
(обманны
е
движения)
при
осаливани
и. Игра в
минилапту.
Специаль
нобеговые
упражнен
ия.
Челночны
й бег 3
х10
м.
Ускорени
е
из
различны
х
исходных
положени
й. Игра в

кие приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь
выполнять
двигательные
действия

Текущий

25

9

СФП

Развитие
специальных двигательных
действий

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Совершенс
твования

минилапту.
Специаль
нобеговые
упражнен
ия.
Челночны
й бег 3
х10
м.
Ускорени
е
из
различны
х
исходных
положени
й. Игра в
минилапту.
Специаль
нобеговые
упражнен
ия.
Челночны
й бег 3
х10
м.
Ускорени
е
из
различны
х
исходных
положени
й. Игра в
минилапту.
Специаль
нобеговые
упражнен
ия.
Челночны
й бег 3
х10
м.
Ускорени
е
из
различны
х
исходных
положени
й. Игра в
мини-

Уметь
выполнять
двиг. действия

Текущий

Уметь
выполнять
двиг. действия

Текущий

Уметь
выполнять
двиг. действия

Текущий

26

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Игра

10

Учебно- Участие
трениро игре
вочные
игры

в 14(с
учет
ом
всех
часо
в)

Игра

лапту.
Специаль
нобеговые
упражнен
ия.
Челночны
й бег 3
х10
м.
Ускорени
е
из
различны
х
исходных
положени
й. Игра в
минилапту.
Специаль
нобеговые
упражнен
ия.
Челночны
й бег 3
х10
м.
Ускорени
е
из
различны
х
исходных
положени
й. Игра в
минилапту.
Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре
Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре

Уметь
выполнять
двиг. действия

Текущий

Уметь
выполнять
двиг. действия

Текущий

Уметь выполТекущий
нять тактические действия
в игре

Уметь выполТекущий
нять тактические действия
в игре

27

Игра

Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре

Уметь выполТекущий
нять тактические действия
в игре

Игра

Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре
Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре
Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре
Индивиду
альные
действия
с мячом и
без мяча.
Игра
в
минилапту.
Индивиду
альные
действия
с мячом и
без мяча.
Игра
в
минилапту.
Индивиду
альные
действия

Уметь выполТекущий
нять тактические действия
в игре

Игра

Игра

Изучен.
нового
материала

11

Тактическая
подготовка

Индивидуальные и
командные
действия

26(с
учет
ом
всех
часо
в)

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Уметь выполТекущий
нять тактические действия
в игре

Уметь выполТекущий
нять тактические действия
в игре

Уметь выполнять тактические действия

Текущий

Уметь выполнять тактические действия

Текущий

Уметь выполнять тактические действия

Текущий

28

с мячом и
без мяча.
Игра
в
минилапту.
Совершенс Индивиду
твования
альные
действия
с мячом и
без мяча.
Игра
в
минилапту.
Совершенс Индивиду
твования
альные
действия
с мячом и
без мяча.
Игра
в
минилапту.
.Совершенс Индивиду
твования
альные
действия
с мячом и
без мяча.
Игра
в
минилапту.
Совершенс Индивиду
твования
альные
действия
с мячом и
без мяча.
Игра
в
минилапту.
Изучен.
Групповы
нового
е
и
материала командны
е
действия
в защите
и
нападении
. Игра в
минилапту.
Совершенс
твования

Уметь выполнять тактические действия

Текущий

Уметь выполнять тактические действия

Текущий

Уметь выполнять тактические действия

Текущий

Уметь выполнять тактические действия

Текущий

Уметь выполнять тактические действия

Текущий

Групповы Уметь выполе
и нять тактичекомандны ские действия

Текущий

29

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Совершенс
твования

е
действия
в защите
и
нападении
. Игра в
минилапту.
Групповы
е
и
командны
е
действия
в защите
и
нападении
. Игра в
минилапту.
Групповы
е
и
командны
е
действия
в защите
и
нападении
. Игра в
минилапту.
Групповы
е
и
командны
е
действия
в защите
и
нападении
. Игра в
минилапту.
Групповы
е
и
командны
е
действия
в защите
и
нападении
. Игра в
минилапту.

Уметь выполнять тактические действия

Текущий

Уметь выполнять тактические действия

Текущий

Уметь выполнять тактические действия

Текущий

Уметь выполнять тактические действия

Текущий

30

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Изучен.
нового
материала

Изучен.
нового
материала

Групповы
е
и
командны
е
действия
в защите
и
нападении
. Игра в
минилапту.
Групповы
е
и
командны
е
действия
в защите
и
нападении
. Игра в
минилапту.
Групповы
е
и
командны
е
действия
в защите
и
нападении
. Игра в
минилапту.
Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
соревнова
ниях

Уметь выполнять тактические действия

Текущий

Уметь выполнять тактические действия

Текущий

Уметь выполнять тактические действия

Текущий

Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
соревнова
ниях

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действия в
соревнованиях

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действия в
соревнованиях

31

12

Учебно- Участие
трениро игре
вочные
игры

в 14(с
учет
ом
всех
часо
в)

Изучен.
нового
материала

Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
соревнова
ниях

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действия в
соревнованиях

.Изучен.
нового
материала

Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре

Совершенс
твования

Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре
Текущий

Совершенс
твования

Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре
Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре
Совершен
ствование
тактическ

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
32

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Совершенс
твования

их
и
техническ
их
приёмов в
игре
Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре
Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре
Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре
Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре

.Совершенс Совершен
твования
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре
Совершенс Совершен
твования
ствование
тактическ
их
и
техническ
их

действ. в игре

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре

33

приёмов в
игре
Совершенс
твования

Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре

.Совершенс Совершен
твования
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре
.Совершенс Совершен
твования
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре
Совершенс Совершен
твования
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре
Совершенс Совершен
твования
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре
Совершенс Совершен
твования
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре

34

Совершенс
твования

Изучен.
нового
материала

13

ОФП

Развитие
двигательных
качеств

Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре
Строевые
упражнен
ия.
Акробати
ческие
упражнен
ия.
Челночны
й бег 3х10
м.
Игра
в
минилапту.

.Совершенс Строевые
твования
упражнен
ия.
Акробати
ческие
упражнен
ия.
Челночны
й бег 3х10
м.
Игра
в
минилапту.
Совершенс Строевые
твования
упражнен
ия.
Акробати
ческие
упражнен
ия.
Челночны
й бег 3х10
м.
Игра
в
минилапту.
Совершенс Строевые
твования
упражнен
ия.
Акробати

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре

Уметь
выполнять
двигательные
действия

Текущий

Уметь
выполнять
двигательные
действия

Текущий

Уметь
выполнять
двигательные
действия

Текущий

Уметь
выполнять
двигательные
действия

Текущий

35

Совершенс
твования

Совершенс
твования

.Изучен.
нового
материала

ческие
упражнен
ия.
Челночны
й бег 3х10
м.
Игра
в
минилапту.
Строевые
упражнен
ия.
Акробати
ческие
упражнен
ия.
Челночны
й бег 3х10
м.
Игра
в
минилапту.
Строевые
упражнен
ия.
Акробати
ческие
упражнен
ия.
Челночны
й бег 3х10
м.
Игра
в
минилапту.
Ловля
мяча
одной и
двумя
руками в
сочетании
с
выполнен
ием
передачи
мяча.
Осаливан
ие.
Игра
русскую
лапту

Уметь
выполнять
двигательные
действия

Текущий

Уметь
выполнять
двигательные
действия

Текущий

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

36

14

Техническая
подготовка

Ловля
и
передача
м\мяча,
осаливание

.Совершенс Ловля
твования
мяча
одной и
двумя
руками в
сочетании
с
выполнен
ием
передачи
мяча.
Осаливан
ие.
Игра
русскую
лапту
Совершенс Ловля
твования
мяча
одной и
двумя
руками в
сочетании
с
выполнен
ием
передачи
мяча.
Осаливан
ие.
Игра
русскую
лапту
Совершенс Ловля
твования
мяча
одной и
двумя
руками в
сочетании
с
выполнен
ием
передачи
мяча.
Осаливан
ие.
Игра
русскую
лапту
Совершенс Ловля
твования
мяча
одной и
двумя

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

37

руками в
сочетании
с
выполнен
ием
передачи
мяча.
Осаливан
ие.
Игра
русскую
лапту
Совершенс Ловля
твования
мяча
одной и
двумя
руками в
сочетании
с
выполнен
ием
передачи
мяча.
Осаливан
ие.
Игра
русскую
лапту
Совершенс Ловля
твования
мяча
одной и
двумя
руками в
сочетании
с
выполнен
ием
передачи
мяча.
Осаливан
ие.
Игра
русскую
лапту
.Совершенс Ловля
твования
мяча
одной и
двумя
руками в
сочетании
с
выполнен

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

38

ием
передачи
мяча.
Осаливан
ие.
Игра
русскую
лапту
.Совершенс Ловля
твования
мяча
одной и
двумя
руками в
сочетании
с
выполнен
ием
передачи
мяча.
Осаливан
ие.
Игра
русскую
лапту
Совершенс Ловля
твования
мяча
одной и
двумя
руками в
сочетании
с
выполнен
ием
передачи
мяча.
Осаливан
ие.
Игра
русскую
лапту
Совершенс Ловля
твования
мяча
одной и
двумя
руками в
сочетании
с
выполнен
ием
передачи
мяча.
Осаливан

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

39

ие.
Игра
русскую
лапту
.Совершенс Ловля
твования
мяча
одной и
двумя
руками в
сочетании
с
выполнен
ием
передачи
мяча.
Осаливан
ие.
Игра
русскую
лапту
Совершенс Ловля
твования
мяча
одной и
двумя
руками в
сочетании
с
выполнен
ием
передачи
мяча.
Осаливан
ие.
Игра
русскую
лапту
Совершенс Ловля
твования
мяча
одной и
двумя
руками в
сочетании
с
выполнен
ием
передачи
мяча.
Осаливан
ие.
Игра
русскую
лапту

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

40

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Изучен.
нового
материала

Ловля
мяча
одной и
двумя
руками в
сочетании
с
выполнен
ием
передачи
мяча.
Осаливан
ие.
Игра
русскую
лапту
Ловля
мяча
одной и
двумя
руками в
сочетании
с
выполнен
ием
передачи
мяча.
Осаливан
ие.
Игра
русскую
лапту
Удары по
мячу
битой.
Удары с
верху.
Удар
снизу.
Удары
сбоку.
Удары на
точность:
в
определен
ную цель
на поле.
Подача
мяча.
Игра
русскую
лапту

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

41

Удары
мячу,
подача
мяча

по

Совершенс
твования

Совершенс
твования

Совершенствования

Удары по
мячу
битой.
Удары с
верху.
Удар
снизу.
Удары
сбоку.
Удары на
точность:
в
определен
ную цель
на поле.
Подача
мяча.
Игра
русскую
лапту
Удары по
мячу
битой.
Удары с
верху.
Удар
снизу.
Удары
сбоку.
Удары на
точность:
в
определен
ную цель
на поле.
Подача
мяча.
Игра
русскую
лапту
Удары по
мячу
битой.
Удары с
верху.
Удар
снизу.
Удары
сбоку.
Удары на
точность:
в

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

42

.Совершенствования

Совершенствования

Совершенствования

определен
ную цель
на поле.
Подача
мяча.
Игра
русскую
лапту
Удары по
мячу
битой.
Удары с
верху.
Удар
снизу.
Удары
сбоку.
Удары на
точность:
в
определен
ную цель
на поле.
Подача
мяча.
Игра
русскую
лапту
Удары по
мячу
битой.
Удары с
верху.
Удар
снизу.
Удары
сбоку.
Удары на
точность:
в
определен
ную цель
на поле.
Подача
мяча.
Игра
русскую
лапту
Удары по
мячу
битой.
Удары с

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

43

Совершенствования

Совершенствования

верху.
Удар
снизу.
Удары
сбоку.
Удары на
точность:
в
определен
ную цель
на поле.
Подача
мяча.
Игра
русскую
лапту
Удары по
мячу
битой.
Удары с
верху.
Удар
снизу.
Удары
сбоку.
Удары на
точность:
в
определен
ную цель
на поле.
Подача
мяча.
Игра
русскую
лапту
Удары по
мячу
битой.
Удары с
верху.
Удар
снизу.
Удары
сбоку.
Удары на
точность:
в
определен
ную цель
на поле.
Подача

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

44

Совершенствования

Изучен.
нового
материала

15

Учебно- Участие
трениро игре
вочные
игры

в

мяча.
Игра
русскую
лапту
Удары по
мячу
битой.
Удары с
верху.
Удар
снизу.
Удары
сбоку.
Удары на
точность:
в
определен
ную цель
на поле.
Подача
мяча.
Игра
русскую
лапту
Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре

Уметь выпол- Текущий
нять технические приёмы

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре

.Совершенствования

Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре

Совершенствования

Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
игре

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действ. в игре

Совер-

Совершен

Уметь выпол-

Текущий
45

16

Участие Соревновав
ния
соревно
ваниях

шенствования

ствование нять техникотактическ тактические
их
и действ. в игре
техническ
их
приёмов в
игре

Изучен.
нового
материала

Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
соревнова
ниях

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действия в
соревнованиях

Совершенствования

Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
соревнова
ниях
Совершен
ствование
тактическ
их
и
техническ
их
приёмов в
соревнова
ниях

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действия в
соревнованиях

Совершенствования

Уметь выполТекущий
нять техникотактические
действия в
соревнованиях

46

Условия выполнения
рейтинговых испытаний
в закрытых помещениях по лапте
1. Защита.
Броски мяча снизу в стену с 3 м. В трех метрах от стены проводится линия. Участник
становится за линией в исходном положении – в наклоне вперед с мячом в руке. По
звуковому сигналу начинает выполнять броски снизу с ловлей отскочившего от стены мяча.
В случаях, если мяч не пойман, быстро его подбирает и продолжает выполнять упражнение.
Наступать на линию запрещается (броски с линии не засчитываются). По истечении 30-ти
секунд судья подает звуковой сигнал. Фиксируется количество выполненных бросков до
финального сигнала. Дается две попытки – лучшая попытка идет в зачет.
Броски мяча в стену с 6 м. В шести метрах от стены проводится линия, за которой
становится участник с мячом. По звуковому сигналу начинает выполнять броски с ловлей
отскочившего от стены мяча. В случаях, если мяч не пойман, быстро его подбирает и
продолжает выполнять упражнение. Наступать на линию запрещается (броски с линии не
засчитываются). Допускается ловля и подбор мяча ближе линии, но для броска в стену
необходимо вернуться в исходное положение. По истечении 30-ти секунд судья подает
звуковой сигнал. Фиксируется количество выполненных бросков до финального сигнала.
Дается две попытки – лучшая попытка идет в зачет.
Передачи и ловля мяча в парах на расстоянии 18 м. Проводится две линии на
расстоянии 18 метров друг от друга, за которыми находятся два участника. По звуковому
сигналу участники начинают выполнять передачи друг другу. Допускается ловля и подбор
мяча ближе линии, но для передачи необходимо вернуться в исходное положение. Время
фиксируется после ловли 10-й передачи или фиксируется количество пойманных передач до
потери мяча. Дается две попытки – лучшая попытка идет в зачет.
Броски в цель с подбора мяча после перемещения с 10 м. На стене в шести метрах друг
от друга крепятся два обруча (диаметр – 1 м) на высоте одного метра от пола. Напротив
обручей на расстоянии 10-ти метров от стены лежат 10 мячей (по 5 напротив каждого
обруча). Участник становится у мячей и по звуковому сигналу бежит к следующим мячам,
подбирает мяч и выполняет бросок в обруч, возвращается, подбирает второй мяч, выполняет
бросок в обруч и т.д., пока не выполнит броски всех мячей. Время фиксируется по касанию
последнего мяча о стену. За каждый промах добавляется по 2 секунды. Дается две попытки –
лучшая попытка идет в зачет.
Броски мяча в обе стены в центре зала (24х12). Участник с мячом становится в центре
зала. По звуковому сигналу начинает выполнять броски поочередно в каждую стену. В
случаях, если мяч не пойман, участник продолжает выполнять броски с места, где подберет
мяч. Бегать с мячом запрещается. Время фиксируется в момент ловли или подбора мяча
после 10-го броска. За каждый не пойманный мяч добавляется по 0,5 секунды. Дается две
попытки – лучшая попытка идет в зачет.
2. Нападение.
Подбрасывание мяча. На площадке чертится круг диаметром 50 см и внутри него –
диаметром 25 см. Дается 10 подбрасываний мяча на высоту не ниже 2-х метров. За
попадание или касание внутреннего круга дается 2 очка, внешнего круга – 1 очко, за промах
– 0 очков. Дается две попытки – лучшая попытка идет в зачет.
Челночный бег 4х15м. На площадке чертится две линии в 15 м друг от друга. Между
линиями ставятся три конуса – один по середине, а два других в 3-х метрах от линий.
Участник становится перед линией. По звуковому сигналу начинает бег «змейкой», обратно
бежит к среднему конусу и обегает его вокруг, продолжает бег в этом же направлении к
стартовой линии, затем повторяет это упражнение еще раз. При перебежке ноги участника

47

должны касаться места за линией. Время фиксируется при завершении четвертой перебежки.
Дается две попытки – лучшая попытка идет в зачет.
Удар битой сверху. Выполняется 10 ударов (на каждый удар дается 2 попытки) с 10-ти
метров в стену, на которой обозначен шестиметровый сектор. За попадание в сектор с первой
попытки дается 2 очка, со второй попытки – 1 очко, за промах – 0 очков.
Удар битой снизу. Выполняется 10 ударов (на каждый удар дается 2 попытки) в
потолок, где обозначен шестиметровый сектор. За попадание в сектор с первой попытки
дается 2 очка, со второй попытки – 1 очко, за промах – 0 очков.
Удар битой сбоку. Выполняется 10 ударов (на каждый удар дается 2 попытки) с 9-ти
метров в стену, необходимо попасть в стену выше линии, которая начерчена на высоте 3-х
метров от пола. За попадание в сектор с первой попытки дается 2 очка, со второй попытки –
1 очко, за промах – 0 очков.

ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Валиахметов Р.М., Гусев Л.Г., Костарев А.Ю. Русская лапта в школе: Учебнометодическое пособие. – Уфа: БГПУ, 2000 - 94с.
2. Русская лапта. Правила соревнований. - М.: Советский спорт, 2008 - 36с.
3. Русская лапта: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ,
СДЮСШОР, школ высшего спортивного мастерства. - М.: Советский спорт, 2004 80с.
4. Щемелинин В.И., Гусев Л.Г. Лапта. Развитие двигательных качеств в игре «лапта». –
Уфа: Изд-во БГПИ, 1994 - 35с.
Дополнительная
1.
2.
3.
4.
5.

Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: ФиС, 1988 - 208с.
Бура О.Е., Горбунов В.В. Русская удалая лапта. - М.: ФиС, 1961 - 40с.
Григорьев В.М. Играйте в лапту. – М.: ФиС, 1988 - 32с.
Пискарев А.Н. Национальные виды спорта. – М.: Советская Россия, 1976 - 78с.
Смолин Ю.Н. Лапта: В помощь инструктору и тренеру. – М.: Советская Россия, 1961 56с.

48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 23.12.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (38241) 4-21-60 , 8 (38241) 4-23-10

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».