Р.П. дополнительного образования Дружины юных пожарных

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа села Новониколаевки
Асиновского района Томской области

Дополнительная общеобразовательная рабочая программа
«Дружины юных пожарных»
Для учащихся 10 – 18 лет

Сроки реализации программы: 1 год
Преподаватель :
Огнетова Любовь Александровна

2023- 2024 уч. год
1

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка
2. Тематическое планирование
3. Календарно – тематическое планирование
4. Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию изучения курса
5. Список литературы
6. Учебно–методическое обеспечение
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как
велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.
А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни:
в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. Для этого в школе создан кружок юных пожарных «Спасатель», который имеет социально – педагогическую направленность. Антропогенная
деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров
– из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем
организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь
себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
2

Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости,
смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
 гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
 непрерывность образования и воспитания;
 воспитывающего обучения;
 приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
 обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.
Программа рассчитана на учащихся 5 – 11 -х классов, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Время реализации программы – 34 занятия.
Количество воспитанников в дружине – 25 человек.
Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.
Цель: воспитание ребенка знающего правила поведения при пожаре;
 формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;
 патриотическое воспитание подрастающего поколения;
 социальное становление личности ребенка;
 формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;
 создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС РФ.
Задачи:
 сформировать кружок, организовать его постоянное функционирование;
 обучать учащихся Правилам пожарной безопасности;
 воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие;
 развивать коммуникативные качества (сценические качества, умение выступать с лекцией, сообщением);
 воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей среде.
1. Воспитательные:
 воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
 воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
 воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
 дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
 дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
 научить основам строевой подготовки;
 приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3

3. Развивающие:
 развитие детского технического творчества,
 развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
 развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
Работа кружка «Дружина юных пожарных» может стать воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации
работы по предупреждению пожаров и детского травматизма. Работа кружка нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественнопознавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов). Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы
деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности. Направления деятельности в течении года зависят от времени года и местных условий.
Работа кружка включает в себя 3 этапа:
 Теоретический этап накопления знаний;
 Практический этап (отработка последовательности действий при пожаре);
 Пропаганда знаний по противопожарной безопасности.
Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех мероприятиях по данному направлению, распространение листовок, выступление
перед учащимися школы.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Содержание
Вводное занятие
Оперативная обстановка с пожарами – обзорная беседа.
История создания пожарной охраны России и МЧС России.
Пожары, их признаки и последствия. Основные понятия о горении.
Опасные факторы пожара. Первая помощь пострадавшим при пожарах.

Устройство огнетушителей
Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности
Знаки пожарной безопасности
Виды пожаров. Правила поведения при пожарах.
Пожарная техника и костюм пожарного.
Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях
Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.
Игра-викторина «Опасный огонёк»
Экскурсия в пожарную часть.
Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе»

4

Всего
1
1
1
2
3
2
2
2
2
1
1
2
4
1
1
1

Количество часов
Теория
Практика
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
3
1
1
1

17
18
19
20

Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период.
Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану.
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.
Соревновательная деятельность. Подведение итогов.
ИТОГО

2
1
2
2
34

1
16

2
1
1
2
18

№
1.

Тема занятия

кол-во
часов

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДРУЖИНЫ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ «СПАСАТЕЛЬ»

Вводное занятие. Цели и 1
задачи дружины юных
пожарных, обязанности
и права члена дружины.

тип
занятия
Урок изучение нового
и первичное
закрепление

Характеристика деятельности
учащихся или виды учебной
деятельности
Беседа о планах работы дружины юных
пожарных. Выбор актива. Знакомство с
оборудованием кабинета и необходимыми
принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения
занятий.
Обзорная беседа о состоянии пожарных
дел в городе и районе, особенности условий возникновения пожаров при различных временах года и погодных условиях
. Знакомство с пожарной техникой, видами спорта, работа пожарного, нормативы спортивных разрядов, виды состязаний, правила соревнований, боевое развёртывание.

2 Оперативная обстановка с

1

Обзорная
беседа

3 История создания пожарной

1

Комбинированный

4 Пожары, их признаки и по5 следствия. Основные поня-

2

Комбиниро- Беседа-практика(лекция): основные
ванный
предпосылки к возникновению пожара,
условия горения, характер развития пожаров, последствия неосторожного обращения с огнём
Комбиниро- Факторы пожара, создающие угрозу
ванный
жизни и здоровью людей, последствия
поражений в пожаре, ПМП при ожогах,

пожарами – обзорная беседа.

охраны России и МЧС России.

тия о горении.

6 7 Опасные факторы пожара.
8 Первая помощь пострадавшим при пожарах.

3

5

Виды
контроля,
измерители

Планируемые результаты
освоения материала

Текущий
беседа

Знать правила поведения во
время проведения занятий.

беседа

Иметь понятие об опасности
огня в местах проживания
людей

Текущий
устный
опрос

Знать вида пожарноприкладного спорта, нормативы спортивных разрядов,
виды состязаний, правила
соревнований, боевое развёртывание.
Знать (вспомнить) виды горения, окислитель, источник
воспламенения, опасность
доступа кислорода

лекция, беседа, устный опрос
Текущий
устный
опрос

Ожог, отравление, потеря
ориентировки в дыму. обработка ран, асептика, анти-

Дата
проведения
план факт

отравлении СО
9 Устройство огнетуши10 телей. Правила использования

2

11 Внеклассное мероприя12 тие по пожарной безопасности
13 Знаки пожарной без14 опасности

2

2

15 Виды пожаров. Правила 2
16 поведения при пожарах.
17 Пожарная техника и
1
костюм пожарного.
18 Причины возникновения 1
пожаров в жилье и общественных зданиях.

19 Ответственность за
20 нарушение требований
правил пожарной безопасности.

2

21 Оказание первой меди- 4
22 цинской помощи по23 страдавшим при пожаре.
24

Комбиниро- Лекция: Огнетушитель химический пенванный
ный. Углекислотные огнетушители.
Порошковые огнетушители. Правила
эксплуатации огнетушителей.
Комбиниро- Игра на противопожарную тему
ванный

Текущий
устный
опрос

Комбиниро- Знакомство(повторение) знаки для исванный
пользования на путях эвакуации.

Текущий
устный
опрос
Текущий
устный
опрос

Урок изуче- Беседа: виды пожаров, правила поведение нового ния при пожаре.
и первичное
закрепление
Комбиниро- Лекция (практика): виды пожарной техванный
ники, костюм пожарного.
Комбиниро- Беседа: неосторожное обращение с огванный
нем. Неправильная эксплуатация
электросети. Шалость детей с огнем.
Неосторожность старших при
курении. Неосторожное обращение с
пиротехническими средствами.
Комбиниро- Лекция: правовые основы пожарной безванный
опасности, уголовно-правовые нормы,
административная ответственность, возраст наступления ответственности, размер
санкции.
Комбиниро- Лекция (практика): первая помощь пованный
страдавшим при пожарах.
Ожоги и травмы.
Отравление угарным газом.
6

устный
опрос

септика, повязка, ИВЛ.
Уметь применять знания на
практике
Знать виды и назначение огнетушителей. Уметь применять знания на практике
Знать правила поведения по
время эвакуации, первичные
средствами пожаротушения.
Знать знаки пожарной безопасности.
Знать виды пожаров, правила
поведения при пожаре.

Текущий
беседа
Беседа,
устный
опрос

Знать виды техники, костюм
пожарного.
Знать причины пожаров
в жилом доме

Текущий
беседа

Знать: правовые основы пожарной безопасности, уголовно-правовые нормы, административная ответственность, возраст наступления
отв-ти, размер санкции.
Знать: первая помощь пострадавшим при пожарах.
Ожоги и травмы.
Отравление угарным газом.

Текущий
беседа

25 Игра-викторина
«Опасный огонёк»

1

Комбинированный

26 Экскурсия в пожарную
часть.

1

Контроль
знаний

27 Проведение рейда «По- 1
жарная безопасность в
школе»
28 Разъяснительные рабо- 2
29 ты о ППБ в пожароопасный период.
30 Изучение планов эваку- 1
ации. Разъяснительная
работа среди учащихся
о правилах эвакуации по
плану.

Игра на противопожарную тему.

Текущий
беседа

Беседа (рассказ): знакомство с пожарной Промежутехникой. Работа пожарного расчета.
точный
устный
опрос
ПрактичесПроверка состояния пожарного щита,
Текущий
кое занятие эвакуационных выходов, заправки огнебеседа
тушителей и др.
Комбиниро- Беседа (рассказ): хроника чрезвычайных Текущий
ванный
ситуаций, связанных с пожарами. ЧС в
беседа
нашем населенном пункте.
ПрактичесПрактика: изучение планов эвакуации.
Текущий
кое занятие Разъяснительная работа среди учащихся о устный
правилах эвакуации по плану.
опрос

31- Система автоматическо- 2
32 го пожаротушения и
пожарной сигнализации.

Комбиниро- Лекция: пожарные извещатели, разные Текущий
ванный
виды установок пожаротушения: порош- устный
ковые, паровые, пенные, водные; назначе- опрос
ние охранно-пожарной сигнализации,
понятие о приёмных станциях.

33- Соревновательная дея34 тельность. Подведение
итогов.

Комбинированный

2

Участие в соревнованиях среди ДЮП

Текущий
устный
опрос

Знать правила поведения по
время эвакуации, первичные
средствами пожаротушения
и т.д.
Знать виды с пожарной техники. Работу пожарного расчета.

Знать и уметь: распространение листовок, памяток на
противопожарную тематику.
Знать планы эвакуации школы, правила эвакуации.
Уметь проводить беседу на
тему «Противопожарная
профилактика»
Знать: пожарные извещатели, разные виды установок
пожаротушения: порошковые, паровые, пенные, водные; назначение охраннопожарной сигнализации
Уметь применять знания на
практике

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ОКОНЧАНИЮ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
После изучения программы учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
1. Основные причины пожаров в жилом доме.
2. Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
7

3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
5. Виды травм, полученных при пожаре.
6. Знаки пожарной безопасности.
УМЕТЬ:
1. Пользоваться спичками.
2. Эвакуироваться из здания школы.
3. Пользоваться всеми видами огнетушителей.
4. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
2. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. 2005 г
3. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г.
4. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 г
5. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г.
6. «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал.
7. Виноградова С.В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка. – Волгоград, Учитель, 2007.
8. Горбачёва Л.А. Вперёд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006.
9. Горбунова Н.А. ОБЖ. Поурочные планы. - Волгоград, Учитель, 2002.
10. Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. - Екатеринбург, Учебная книга, 2006.
11. Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно–методические материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
12. Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ ЭНАС, 2005.
13. Миронов С.К. ОБЖ. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс. - М., экзамен, 2006.
14. Павлова О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и классных часов. 5 – 11 классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
15. Павлова О.В. Пожарная безопасность в ОУ. Нормативные - Волгоград, Учитель, 2007.
16. Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 5 – 8 классы. - Волгоград, Учитель, 2005.
17. Ситников В.П. ОБЖ. Справочник школьника. – М., Слово, 1998.
6. УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Пожар.
7. Знаки пожарной безопасности.
2. Лесной пожар.
8. Основы пожарной безопасности для школьников.
3. Первичные средства пожаротушения.
9. Мы – юные пожарные.
4. Действия в случае невозможности покинуть квартиру.
10. Осторожно – огонь.
5. Правила поведения при пожаре.
11. Дети и огонь.
6. Умей действовать при пожаре.
12. Эксплуатация печного отопления.
8

13. Меры ПБ при проведении новогодних праздников.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».