РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Внеурочной учебной деятельности «Волейбол»
ДЛЯ 8-9 КЛАССА
НА 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
СОСТАВИТЕЛЬ:
Огнерубова Любовь Михайловна
Учитель физической культуры
2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все
виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и
целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно
Базисному
учебному
плану
общеобразовательных
учреждений
Российской Федерации, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на
внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от
урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений
Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности
выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.
Рабочая
программа
внеурочной
деятельности
«Волейбол»
предназначена
для
физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися 8,9 классов,
проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания
учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко
практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по
волейболу,
физкультурно-массовые
и
спортивные
мероприятия (соревнования
в
общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Закон Российской Федерации «Об образовании».
•
Федеральный государственный образовательный стандарт.
•
СанПиН
2.4.2.1178-02
«Гигиенические
требования
к
режиму
учебновоспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;
•
Федеральный закон от 20.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения».
•
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной
программы начального общего образования (2011 г.).
В соответствии с Планом внеурочной деятельности на реализацию настоящей программы
выделен 2 ч в неделю (70 часов в год).
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ ВРЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры
здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные,
коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение
следующих результатов образования:
• личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые
установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной
научной картины мира.
Личностными
результатами
программы
внеурочной
деятельности
по
спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» является формирование
следующих умений:
• определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы);
•
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному
направлению
«Волейбол»
является
формирование
следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а
далее самостоятельно;
• проговаривать последовательность действий;
• уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,
уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь
самостоятельно планировать свою деятельность;
• средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала;
• учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную
оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятии;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
• умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и
понимать речь других;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и
малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
• осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить
пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и
спортивно-оздоровительные мероприятия;
• социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет
сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.
2.Содержание учебного предмета, курса
В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Волейбол» учащиеся должны знать:
• особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
• основы рационального питания;
• правила оказания первой помощи;
• способы сохранения и укрепление здоровья;
• основы развития познавательной сферы;
• свои права и права других людей;
• влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
• значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
и
должны уметь:
• составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
• выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
• заботиться о своём здоровье;
• применять коммуникативные и презентационные навыки;
• оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
• находить выход из стрессовых ситуаций;
• принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и
улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
• адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
• отвечать за свои поступки;
• отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию
культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе,
отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья,
учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к
старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность,
соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть
сильным и ловким.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному
направлению «Волейбол» учащиеся смогут узнать:
• значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании
функциональных возможностей организма занимающихся;
• правила безопасного поведения во время занятий волейболом;
• названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических
действий;
• упражнения
для
развития
физических
способностей
(скоростных,
скоростносиловых, координационных, а также выносливости, гибкости);
• контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и
технической подготовленности, требования к технике и правилам их выполнения;
• основное содержание правил соревнований по волейболу;
• жесты волейбольного судьи;
• игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола; и
смогут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики
травматизма на занятиях волейболом;
• выполнять технические приёмы и тактические действия;
• контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на
занятиях волейболом;
•
играть в волейбол с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты
волейбольного судьи; проводить судейство по волейболу.
больше очков.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
2
3
4
5
6
7
Закрепление техники верхней передачи
Закрепление техники нижней передачи
Верхняя прямая подача
Закрепление техники приёма мяча с подачи
Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра
Физическая подготовка в процессе занятия
Итого 34 часов
Кол-во
часов
10
10
3
3
8
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
1
Разучивание стойки игрока (исходные положения)
2
Стойка игрока (исходные положения)
3
Разучивание перемещения в стойке приставными шагами:
боком, лицом вперёд
Перемещение в стойке приставными шагами: правым,
лицом вперёд
Перемещение в стойке приставными шагами: правым,
лицом вперёд
Перемещение в стойке приставными шагами: правым,
лицом вперёд
Игровое занятие
4
5
6
7
8
9
Дата
правым, левым
левым боком,
левым боком,
левым боком,
Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты,
прыжки вверх)
Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки
вверх)
10
Эстафеты с различными способами перемещений
11
Разучивание верхней передачи мяча над собой
12
Верхняя передача мяча над собой
13
Верхняя передача мяча над собой
14
Игровое