РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По Внеурочной учебной деятельности «Волейбол» ДЛЯ 8-9 КЛАССА НА 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД СОСТАВИТЕЛЬ: Огнерубова Любовь Михайловна Учитель физической культуры 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление. Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися 8,9 классов, проявляющими интерес к физической культуре и спорту. Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.). Закон Российской Федерации «Об образовании». • Федеральный государственный образовательный стандарт. • СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебновоспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9; • Федеральный закон от 20.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2011 г.). В соответствии с Планом внеурочной деятельности на реализацию настоящей программы выделен 2 ч в неделю (70 часов в год). 1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВРЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: • личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; • метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); • предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений: • определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно; • проговаривать последовательность действий; • уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность; • средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала; • учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды; Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. Коммуникативные УУД: • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других; • совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: • осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью. 2.Содержание учебного предмета, курса В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся должны знать: • особенности воздействия двигательной активности на организм человека; • основы рационального питания; • правила оказания первой помощи; • способы сохранения и укрепление здоровья; • основы развития познавательной сферы; • свои права и права других людей; • влияние здоровья на успешную учебную деятельность; • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; и должны уметь: • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; • выполнять физические упражнения для развития физических навыков; • заботиться о своём здоровье; • применять коммуникативные и презентационные навыки; • оказывать первую медицинскую помощь при травмах; • находить выход из стрессовых ситуаций; • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; • отвечать за свои поступки; • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся смогут узнать: • значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся; • правила безопасного поведения во время занятий волейболом; • названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники; наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий; • упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростносиловых, координационных, а также выносливости, гибкости); • контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности, требования к технике и правилам их выполнения; • основное содержание правил соревнований по волейболу; • жесты волейбольного судьи; • игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола; и смогут научиться: соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом; • выполнять технические приёмы и тактические действия; • контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом; • играть в волейбол с соблюдением основных правил; демонстрировать жесты волейбольного судьи; проводить судейство по волейболу. больше очков. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема 2 3 4 5 6 7 Закрепление техники верхней передачи Закрепление техники нижней передачи Верхняя прямая подача Закрепление техники приёма мяча с подачи Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра Физическая подготовка в процессе занятия Итого 34 часов Кол-во часов 10 10 3 3 8 3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема занятия 1 Разучивание стойки игрока (исходные положения) 2 Стойка игрока (исходные положения) 3 Разучивание перемещения в стойке приставными шагами: боком, лицом вперёд Перемещение в стойке приставными шагами: правым, лицом вперёд Перемещение в стойке приставными шагами: правым, лицом вперёд Перемещение в стойке приставными шагами: правым, лицом вперёд Игровое занятие 4 5 6 7 8 9 Дата правым, левым левым боком, левым боком, левым боком, Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) 10 Эстафеты с различными способами перемещений 11 Разучивание верхней передачи мяча над собой 12 Верхняя передача мяча над собой 13 Верхняя передача мяча над собой 14 Игровое