Рабочая программа
элективного курса по биологии
Для обучающихся 9 класса
Составила:
Кузьмич Елена Дмитриевна,
учитель биологии и экологии
Рабочая программа элективного курса «Биология и мы»
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для консультаций в рамках государственной
итоговой аттестации выпускников 9 класса составлена на основе следующих документов:
•
Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии
(приложение к Приказу Министерства образования России от 19.05.1998г № 1236)
•
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ
Минобразования России от 05.03.2004г № 1089)
Цель:
•
подготовка выпускников 9 класса к государственной итоговой аттестации
Задачи:
•
отработка и закрепление знаний базового уровня
•
повышение качества знаний учащихся
•
обеспечение благоприятных условий для успешной сдачи ГИА
Рабочая программа по консультации предусматривает системное повторение основных
вопросов изучаемых в курсе биологии 6- 9 классов, и направлена на достижение
следующих целей:
•
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как
биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности
людей; методах познания живой природы;
•
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать
информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах
здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного
организма, биологические эксперименты;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических
экспериментов, работы с различными источниками информации;
•
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе, использование
приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,
домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и
окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде,
собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в
окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний,
травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Важным направлением рабочей программы является систематическая работа с
тестовыми заданиями, отработка демоверсий предыдущих лет, грамотное заполн бланков
регистрации и бланков ответов 1 и 2.
На учебно-тематическое планирование рабочей программы для консультаций отведено34
часа (1 час в неделю).
1 Биология как наука. Методы биологии (1)
1
2
3
4
5
1.1 Роль биологии в формировании
современной
естественнонаучной картины мира, в
практической
деятельности людей. Методы изучения
живых объектов.
1
Лекция,
семинар
2. Признаки живых организмов (3)
2.1 Клеточное строение организмов. Гены и 1
Лекция,
хромосомы.
семинар
Нарушения в строении и функционировании
клеток – одна из причин заболеваний
организмов. Вирусы – неклеточные формы
жизни
2.2. Признаки организмов
Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Ткани,
органы, системы органов растений и
животных
2
Лекция,
практикум
решенный
вариант
КИМ тесты
решенный
вариант
КИМ тесты
решенный
вариант
КИМ тесты
Система, многообразие и эволюция живой природы (6)
3.1 Царство Бактерии. Роль бактерий в
1
решенный
природе, жизни
семинар
вариант
человека и собственной деятельности.
КИМ тесты
Бактерии –
возбудители заболеваний растений,
животных, человека
3.2 Царство Грибы. Роль грибов в природе,
1
Лекция,
решенный
жизни человека
семинар
вариант
и собственной деятельности.
КИМ тесты
Роль лишайников в природе, жизни
человека и собственной деятельности
6
3.3 Царство Растения. Роль растений в
природе, жизни
человека и собственной деятельности
1
Лекция,
семинар
решенный
вариант
КИМ тесты
7
3.4 Царство Животные. Роль животных в
природе, жизни человека
2
Лекция,
семинар
8
3.5 Учение об эволюции Ч. Дарвина.
1
Лекция
Биологическое разнообразие как основа
устойчивости
биосферы и результата эволюции
4. Человек и его здоровье (19)
4.1 Сходство человека с животными и
1
Лекция
отличие от них. Общий план строения и
процессы жизнедеятельности
человека
решенный
вариант
КИМ тесты
тесты
9
тесты
19.1026.10
4.2 Нейро -гуморальная регуляция
Нервная система.
Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы
внутренней секреции. Гормоны
4.3 Питание. Система пищеварения. Роль
ферментов
2
Лекция
тесты
1
Лекция,
семинар
12
4.4 Дыхание. Система дыхания
1
Лекция,
семинар
13
4.5 Внутренняя среда организма: кровь,
лимфа, тканевая
жидкость. Группы крови. Иммунитет
4.6 Транспорт веществ. Кровеносная и
лимфатическая системы
1
Лекция,
семинар
1
Лекция,
семинар
15
4.7 Обмен веществ и превращение энергии.
Витамины
2
Лекция,
семинар
16
4.8 Выделение.
1
Лекция,
семинар
17
4.9 Покровы тела и их функции
1
Лекция,
семинар
решенный
вариант
КИМ тесты
решенный
вариант
КИМ тесты
решенный
вариант
КИМ тесты
решенный
вариант
КИМ тесты
решенный
вариант
КИМ тесты
решенный
вариант
КИМ тесты
решенный
вариант
КИМ тесты
решенный
вариант
КИМ тесты
тесты
10
11
14
4.10 Размножение и развитие организма
1
Лекция,
человека. Наследственные
семинар
болезни, их причины и предупреждение
19 4.11 Опора и движение. Опорно1
Лекция
двигательный аппарат
20 4.12 Органы чувств, их роль в жизни
2
Лекция
тесты
человека
21 4.13 Психология и поведение человека.
2
Лекция
тесты
Высшая нервная
деятельность Условные и безусловные
рефлексы, их биологическое значение.
Познавательная деятельность мозга. Сон,
его значение.
22 4.14 Соблюдение санитарно-гигиенических 1
Лекция
тесты
норм и правил и здорового образа жизни.
Переливание крови. Профилактические
прививки. ногтями. Укрепление здоровья:
закаливание, двигательная активность,
сбалансированное питание,
Инфекционные заболевания и их
профилактика.
.23 4.15 Приемы оказания первой доврачебной
1
Лекция
тесты
помощи: при отравлении; спасении
утопающего; кровотечениях; травмах
опорно-двигательного аппарата; ожогах;
обморожениях; повреждении зрения
5.Взаимосвязи организмов и окружающей среды (5)
24 5.1 Влияние экологических факторов на
2
Лекция,
решенный
18
25
26
организмы. Приспособления организмов к
различным экологическим факторам.
Популяция. Взаимодействия разных видов
(конкуренция, хищничество, симбиоз,
паразитизм). Сезонные изменения в живой
природе
5.2 Экосистемная организация живой
природы. Роль производителей,
потребителей и разрушителей
органических веществ в экосистемах и
круговороте веществ в природе. Пищевые
связи в экосистеме. Цепи питания.
Особенности агроэкосистем
5.3 Биосфера – глобальная экосистема. Роль
человека в биосфере. Экологические
проблемы, их влияние на собственную
жизнь и жизнь других людей. Последствия
деятельности человека в экосистемах,
влияние собственных поступков на живые
организмы и экосистемы
34
семинар
вариант
КИМ тесты
2
Лекция,
семинар
решенный
вариант
КИМ тесты
1
Лекция.
Пробный
Итоговое
экзамен
тетирование
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
В результате изучения биологии выпускник 9 класса научится
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток
и организмов растений,
животных, грибов и бактерий;
популяций;
экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего
региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения
энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,
размножение,
наследственность
и
изменчивость,
регуляция
жизнедеятельности
организма,
раздражимость,
круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах; особенности
организма человека, его
строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
-объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной
картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
родство,
общность происхождения и эволюцию растений и животных (на
примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни
человека и собственной деятельности;
-взаимосвязи
организмов
и
окружающей
среды;
биологического
разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей
среды;
-родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в
природе; взаимосвязи человека и окружающей
среды;
зависимость
собственного здоровья от состояния окружающей среды;
причины
наследственности
и
изменчивости,
проявления
наследственных
заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
-изучать биологические объекты и процессы:
-рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические
объекты; распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды
клетки, органы и системы органов человека;
-на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы
органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и
классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности,
культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы,
опасные для человека растения и животные;
-выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде
обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать
биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,
организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы
на основе сравнения;
-определять принадлежность биологических объектов к определенной
систематической группе (классификация);
-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов
риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;
-проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в
тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в
биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
-оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях,
травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха,
соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Список литературы
1. Г.И. Лернер «Полный справочник для подготовки к ЕГЭ» - ЭЛ.книга. 2009г.
2. Г.И. Лернер. «Сборник заданий по биологии для сдачи ГИА» - М, 2014г.
3. Д.В. Колесов. «Биологии. Человек.» - 2000г.
4. Задорожный К.Н. «Предметная неделя биологии в школе» - Ростов - на - Дону».
5. Иванова Н.Г. «Библиотечка Первое сентября» - М., 2006г.
6. Калинина А.А. «Поурочные разработки по биологии» - «Учитель АСТ» - 2002г.
7. Касаткина Н.А. «Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия» - В., 2007г.
8. Козлова Т. А. « Биология в таблицах» - М., 1998г.
9. Кучменко В.С. «Биология сборник тестов, задач и заданий» - М.. 1998г.
10. Саленко «Биология подготовка к ГИА» - М.. 2013г.
11. Резанов А.Г. «Зоология тесты» - М., 1998г.
12. Резанова Е. А. «Биология человека в таблицах и схемах» - М., 1998г.
13. Рохлов В. С. 2Школьный практикум. Биология человека» - М., 1998г.
14. Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы» -М., 1997г.
15. Сухова Т. С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы» - М.. 1997г.