Р.П. по ОРКСЭ 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
для обучающихся 4 класса

Составитель:
Барминская Вера Анатольевна

с. Новониколаевка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает
содержательную составляющую ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты
по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых
результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены
в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие
результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений,
которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого
модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях
религиозных и светских традиций народов России, формированию
ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма,
православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей
страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ
предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности,
принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить адекватные вербальные средства передачи информации и
рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе
диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия
обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных
точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса
являются психологические особенности детей, завершающих обучение в
начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие
авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость
детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на
окружающую
действительность,
остро
реагировать
как
на
доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на
проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это
становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и
принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в
процессе обу­чения необходимо учитывать, что младшие школьники с
трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные
поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной

стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением
или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных
жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
 знакомство
обучающихся с основами православной,
мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами
мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законных представителей);
 развитие
представлений
обучающихся
о
значении
нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи,
общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной
культуре и морали, ранее полученных в начальной школе,
формирование ценностно-смысловой сферы личности с
учётом мировоззренческих и культурных особенностей и
потребностей семьи;
 развитие
способностей обучающихся к общению в
полиэтничной,
разномировоззренческой
и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения
и диалога. Основной методологический принцип реализации
ОРКСЭ – культурологический подход, способствующий
формированию у младших школьников первоначальных
представлений о культуре традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизма, иудаизма),
российской светской (гражданской) этике, основанной на
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и
гражданина в Российской Федерации.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение
к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
 понимать
основы
российской
гражданской
идентичности,
испытывать чувство гордости за свою Родину;
 формировать национальную и гражданскую самоидентичность,
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
 понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
 понимать значение нравственных норм и ценностей как условия
жизни личности, семьи, общества;
 осознавать
право
гражданина
РФ
исповедовать
любую
традиционную религию или не исповедовать никакой ре­лигии;
 строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты,
уважать другое мнение, независимо от принадлежности
собеседников к религии или к атеизму;
 соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми
в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям
народов
России,
терпимость
к
представителям
разного
вероисповедания;
 строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил;
проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость,
доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти
на помощь;
 понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение,
избегать негативных поступков и действий, оскорб­ляющих других
людей;
 понимать необходимость бережного отношения к материальным и
духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач
учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации, определять и находить наиболее
эффективные
способы
достижения
результата,
вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе
оценки и учёта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
 совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых
средств и средств информационно-коммуникационных технологий
для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
 совершенствовать умения в области работы с информацией,
осуществления информационного поиска для выполнения учебных
заданий;
 овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
 овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
 формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения и
право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения,
умений договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
 ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм,
благотворительность, а также используемых в разных религиях (в
пределах изученного);
 использовать разные методы получения знаний о традиционных
религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение,
вычисление);

применять логические действия и операции для решения учебных
задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на
основе изучаемого фактического материала;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
обосновывать
свои
суждения,
приводить
убедительные
доказательства;
 выполнять
совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.
Работа с информацией:
 воспроизводить
прослушанную (прочитанную) информацию,
подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к
гражданской этике;
 использовать разные средства для получения информации в
соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую,
графическую, видео);
 находить дополнительную информацию к основному учебному
материалу в разных информационных источниках, в том числе в
Интернете (в условиях контролируемого входа);
 анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и
правильность.
Коммуникативные УУД:
 использовать смысловое чтение для выделения главной мысли
религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и
художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций,
раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать
вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное
отношение к собеседнику с учётом особенностей участников
общения;
 создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для
воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей,
представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
 проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных
ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и
эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;


проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные правила и нормы современного
российского общества; проявлять способность к сознательному
самоограничению в поведении;
 анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям,
предметам трудовой деятельности);
 выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать
проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
 проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к
предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах
светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
 выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе,
спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их
оценивать;
 владеть
умениями совместной деятельности: подчиняться,
договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать
возникающие конфликты;
 готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по
изученному и дополнительному материалу с иллюстративным
материалом и видеопрезентацией.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной
культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых
для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;



















рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми, в общении и деятельности;
раскрывать основное содержание нравственных категорий в
православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие,
прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание,
грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное
содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и
Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного
идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной
христианской традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как
Спасителе, Церкви;
рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет,
Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях
святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах
(общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия,
Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной
традиции;
рассказывать о назначении и устройстве православного храма
(собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах
поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;
рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах,
назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в православной
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении
детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту,
предкам; православных семейных ценностей;
распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её
смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
рассказывать о художественной культуре в православной традиции,
об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с
картинами;













излагать основные исторические сведения о возникновении
православной религиозной традиции в России (Крещение Руси),
своими словами объяснять роль православия в становлении культуры
народов России, российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению православного исторического и культурного наследия в
своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и
святые места), оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности, поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания;
понимание
российского
общества
как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Оте­честву, нашей общей
Родине
–
России;
приводить
примеры
сотрудничества
последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной
культуре, традиции.

Тематическое планирование

№

Тема

Содержание

ЭОР

Виды деятельности

Четвертый год обучения 34 часа

1

2

Россия — наша
Родина (1 ч)

Культура и
религия.
Введение в
православную
духовную
традицию (2 ч)

Россия —
многонациональное
государство. Духовный
мир человека.
Культурные традиции.
Культурное
многообразие России.
Народы и религии в
России. Традиционные
религии народов
России/

http://schoolcollection.edu

Культура и религия.
Что такое культура?
Что такое религия? Как
человек создаёт
культуру. Истоки
русской культуры — в
православной религии.
http://schoolcollection.edu

Использовать систему условных
обозначений при выполнении
заданий, рассматривать
иллюстративный материал,
соотносить текст с
иллюстрациями;
Читать и отвечать на вопросы по
прочитанному;
Размышлять о роли духовных
традиций народов России, их
значении в жизни человека,
семьи, общества, духовном мире
человека;
Называть традиционные
религии в России, народы
самостоятельно оценивать свои
достижения;);
Приводить примеры единения
народов России (например
«День народного единства» и
т.д.);

Выделять тему и идею учебного
текста, формулировать вопросы
к тексту и отвечать на них.
Объяснять соотношение
культуры и религии, сущность
культуры, значение религии как
духовной культуры человека,
народа, общества.
Рассказывать о том, как человек
создаёт культуру; об истоках
русской культуры в
православной религии.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.

3

Во что верят
православные
христиане (4 ч)

4

Добро и зло в
православной
традиции.
Золотое правило
нравственности.
Любовь к
ближнему (4 ч)

Использовать ключевые
понятия темы в устной и
письменной речи, применять их
при анализе и оценке фактов
действительности.
Раскрывать своими словами
первоначальные представления
Бог — Творец, который
о мировоззрении (картине
создал весь мир и
мира) в православии,
человеческий род. Бог
вероучении о Боге-Троице,
есть Любовь. Бог и
Творении, человеке,
человек. Вера в Бога и
Богочеловеке Иисусе Христе
её влияние на поступки https://cleverкак Спасителе, Церкви.
людей. Что такое
lab.pro/mod/pag
Пересказывать прочитанное,
православие. Богe/view.php?id=3
составлять рассказ с введением
Троица. Что значит
в него новых фактов;
молиться. Кто такие
http://schoolсоотносить про- читанное с
святые. Священное
collection.edu
личным жизненным опытом.
Предание. Священное
Рассказывать о том, как вера в
Писание христиан —
Бога влияет на по- ступки
Библия. Ветхий и
людей, что такое молитва, кто
Новый Заветы в
такие святые, что такое
Библии.
Священное Предание Церкви,
что его составляет, о
Священном Писании (Библии),
Ветхом и Новом Заветах.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Рассказывать о том, что такое
заповеди Бога, какие заповеди
Добро. Зло. Грех.
Бог дал Моисею.
Работа совести.
Анализировать содержание
Покаяние. Десять
Десяти ветхозаветных
ветхозаветных
заповедей с религиозной и
заповедей, данных
нравственно-этической точки
Богом Моисею.
зрения. Рассуждать о
Заповеди Иисуса
возможности и необходимости
Христа — Заповеди
соблюдения нравственных норм
Блаженств, их
https://cleverжизни (свобода, разум, совесть,
содержание и
lab.pro/mod/pag
доброта, любовь).
соотношение с Десятью e/view.php?id=3
Рассказывать о нравственных
заповедями. Кто для
заповедях Иисуса Христа —
христиан ближний,
Заповедях Блаженства, их
любовь к ближним.
соотношении с Десятью
«Золотое правило
ветхозаветными заповедями.
нравственности» в
Объяснять понимание в
православной культуре.
православном христианстве,
Святость в
кто такой ближний, что
православной
означает любовь к ближнему,
традиции, святые.
как понимается в православной
традиции «золотое правило

5

6

Отношение к
труду. Долг и
ответственность
(2 ч)

Заповеди Творца
Прародителям.
Отношение к труду в
Православии.
Уважение к труду.
Совесть. Нравственный
долг и ответственность
человека в
православной
традиции.

Милосердие
и сострадание (2
ч)

Милосердие и
сострадание в
православной
христианской
традиции. Особенности
христианской морали,
отношение к личным
врагам. Христианское
милосердие.
Милосердие к
животным.
Деятельное
сострадание людям,
нуждающимся.

нравственности» (поступайте с
другими так, как хотели бы,
чтобы с вами поступили), о
святости и святых в
православной традиции.
Размышлять и рассуждать на
морально-этические темы.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Читать и пересказывать
учебный текст. Объяснять
значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст
учебника.
Использовать знакомые слова в
новом мировоззренческом
контексте.
Рассказывать о грехопадении
Прародителей,
https://easyen.ru
о заповедях, о роли труда в
/load/orkseh/294
жизни православных христиан.
Устанавливать логическую
связь между фактами;
участвовать в беседе.
Анализировать прочитанное с
точки зрения полученных ранее
знаний.
Соотносить изученное с
примерами из жизни,
литературных произведений.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Рассуждать о необходимости
соблюдения нравственных норм
жизни (заботиться о других,
любить друг друга,
сочувствовать, не лениться,
не лгать).
Раскрывать основное
Библиотека
содержание нравственных
ЦОК
категорий в православной
https://m.edsoo.r
культуре, традиции (любовь,
u/7f410de8
вера, милосердие, прощение,
покаяние, сострадание,
ответственность, послушание,
спасение), Заповедей
Блаженства.
На примере милосердия и
сострадания объяснять
нравственный идеал

7

8

Православие в
России (5 ч)

Православный
храм и другие
святыни (3 ч)

православной культуры.
Выражать первоначальный
опыт осмысления и
нравственной оценки
поступков, поведения
(своих и других людей) с
позиций православной этики,
понимания милосердия и
сострадания
в православной культуре.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Крещение Руси. Святые
Объяснять значение слов
равноапостольные
(терминов и понятий) с опорой
княгиня Ольга и князь
на учебный текст.
Владимир Креститель.
Осуществлять поиск
Развитие православной
необходимой информации для
культуры,
выполнения заданий.
распространение
Рассказывать, как христианство
христианства на Руси.
пришло на Русь, о Крещении
Святая Русь. Русские
Руси равноапостольным князем
святые. Православие в
Владимиром, почему Русь
русской культуре, в
называют Святой,
современной России.
о русских святых, житиях
https://easyen.ru
святых.
/load/orkseh/294
Соотносить содержание текста
с иллюстративным рядом.
Использовать речевые средства,
навыки смыслового чтения
учебных текстов, участвовать в
беседе. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Уметь рассказывать о
праздновании Крещения Руси,
Дней славянской письменности
и культуры. Уметь
использовать электронные
формы учебника (ЭФУ).
Православный храм —
его устройство и
убранство.
Алтарь, Царские врата,
иконостас, притвор.
Нормы поведения в
православном храме.
Миряне и
священнослужители.
Богослужение в храме.
Таинства Церкви.

Объяснять значение слов
(терминов и понятий) с опорой
на учебный текст.
https://easyen.ru Осуществлять поиск
/load/orkseh/294 необходимой информации для
выполнения заданий.
Соотносить содержание текста
с иллюстративным рядом.
Рассказывать о назначении и
устройстве православного
храма (собственно храм,

Монастыри,
монашество.

Символический
язык
православной
культуры:
христианское
искусство
(иконы, фрески,
церковное
пение,
прикладное
искусство),
православный
календарь.
Праздники (6 ч)
9

10
Христианская
семья и её
ценности (3 ч)

притвор, алтарь, иконы,
иконостас), нормах поведения в
храме, общения с мирянами и
священнослужителями,
богослужениях в храмах,
Таинствах, о монашестве и
монастырях в православной
традиции. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Использование электронных
форм учебника (ЭФУ).
Объяснять значение слов
(терминов и понятий) с опорой
на учебный текст.
Распознавать христианскую
символику, объяснять своими
словами её смысл и значение в
Христианская
православной культуре.
символика. Крест
Рассказывать о художественной
Христов. Православная
культуре в православной
художественная
традиции, о церковном пении,
культура. Православная
иконописи, особенностях икон
икона, виды икон.
в сравнении с картинами.
Церковное пение.
Называть православные
Церковное прикладное
праздники, объяснять их
искусство.
значение (не менее трёх,
Православный
включая Воскресение Христово
календарь. Праздники и
и Рождество Христово), о
посты в православном
православных постах,
календаре.
назначении поста в жизни
Двунадесятые
православных христиан.
праздники.
Проверять себя и
Воскресение Христово
самостоятельно оценивать свои
(Пасха). Рождество
достижения.
Христово. Праздники
Использование электронных
святым.
форм учебника (ЭФУ.
Православные праздники:
«Воскресение Христово
(Пасха)», «Рождество
Христово», «День славянской
письменности и культуры»,
«День семьи, любви и верности.
Семья в православной
Библиотека
Объяснять значение слов
традиции — Малая
ЦОК
(терминов и понятий) с опорой
Церковь. Таинство
https://m.edsoo.r на учебный текст.
Венчания. Любовь в
u/7f410de8
Рассказывать о традициях
отношениях родителей,
заключения брака, о том, что
членов семьи.
такое православная семья,
Взаимное прощение и
Таинство
терпение членов семьи.
Венчания, о взаимоотношениях
Семейные традиции,
в православной семье на

праздники. Образцы
православной семьи,
отношений в семье.

11

Любовь и
уважение к
Отечеству.
Патриотизм
многонациональ
ного и
многоконфессио
нального народа
России (2 ч)

Служение человека
обществу, Родине.
Патриотизм
многонационального и
многоконфессионально
го народа России.
Война справедливая —
оборонительная.
Святые защитники
Отечества.

примерах житий святых,
литературных произведений.
Размышлять и рассуждать на
морально-этические темы.
Раскрывать основное
содержание норм отношений в
православной в семье,
обязанностей и
ответственности членов семьи,
отношении детей и родителей.
Осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения заданий.
Применять навыки осознанного
построения речевых
высказываний в соответствии с
коммуникативными задачами.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения
Праздник «День семьи, любви и
верности».
Закреплять и
систематизировать
представления о духовных
традициях многонационального
народа России, духовном мире
человека, религии, религиях
народов России, их значении в
жизни человека, семьи,
общества.
Проводить соотношение между
https://easyen.ru религией и Отечеством,
/load/orkseh/294 объяснять отношение
православных христиан к
Отечеству, защите Родины,
патриотизму.
Отвечать на вопросы,
соотносить определения с
понятиями, делать выводы.
Использовать основные
понятия темы в устной и
письменной речи.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.

Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ Тема урока
п/
п

1. Россия - наша Родина

2.

Культура и религия

3. Как христианство пришло на
Русь

4.

Бог, мир, человек

5. Библия

6.

Ошибка первых людей

7. Вдали от рая

8.

В ожидании Спасителя

Количество часов

Дата
изучения

всего контроль практическ
ные
ие работы
работы

Виды,
формы
контроля

Устный
опрос,
практическа
04.09 – 08.09
я работа;

1

0

0,5

1 неделя

1

0

0,5

2 неделя

1

0

0,5

3 неделя

1

0

0,5

4 неделя

1

0

0,5

5 неделя

1

0

0,5

6 неделя

1

0

0,5

7 неделя

1

0

0,5

8 неделя

Устный
опрос,
практическа
11.09 - 15.09
я работа;
Устный
опрос,
практическа
18.09 - 22.09
я работа;
Устный
опрос,
практическа
25.09 - 29.09
я работа;
Устный
опрос,
практическа
02.10 - 06.10
я работа;
Устный
опрос,
практическа
16.10 – 20.10
я работа;
Устный
опрос,
практическа
23.10 – 27.10
я работа;
Устный
опрос,
практическа
30.10 – 03.11
я работа;

9.

Десять заповедей

10. Благовещенье. Рождество
Христово

11.

Богоявление. Искушение в
пустыне

12. Нагорная проповедь

13.

14.

Евангельские притчи

Крест

15. Пасха

16.

Творческие работы
учащихся

17. Подведение итогов

Устный
опрос,
практическа
07.11 – 10.11
я работа;

1

0

0,5

9 неделя

1

0

0,5

10 неделя

1

0

0,5

11 неделя

1

0

0,5

12 неделя

1

0

0,5

13 неделя

1

0

0,5

14 неделя

1

0

0,5

15 неделя

1

0

0,5

16 неделя

1

0

0,5

15 неделя

Устный
опрос,
практическа
13.11 – 17.11
я работа;
Устный
опрос,
практическа
27.11 – 01.12
я работа;
Устный
опрос,
практическа
04.12 – 08.12
я работа;
Устный
опрос,
практическа
11.12 – 15.12
я работа;
Устный
опрос,
практическа
18.12 – 22.12
я работа;
Устный
опрос,
практическа
25.12 – 29.12
я работа;
Устный
опрос,
практическа
08.01 – 12.01
я работа;
Устный
опрос,
практическа
15.01 – 19.01
я работа;
Устный
опрос,
практическа
22.01 – 26.01
я работа;

18.

Храмы России

1

0

0,5

18 неделя

19.

Икона

1

0

0,5

19 неделя

Устный
опрос,
практическа
29.01 – 02.02
я работа;

20. Церковнославянский язык

1

0

0,5

20 неделя

21. Православная молитва

1

0

0,5

21 неделя

22. Церковь

1

0

0,5

22 неделя

23. Причастие

1

0

0,5

23 неделя

24. Покаяние

1

0

0,5

24 неделя

25. Подвиг

1

0

0,5

25 неделя

26.

1

0

0,5

26 неделя

27. Родители и дети

1

0

0,5

27 неделя

28. Монашество

1

0

0,5

28 неделя

29. Труд и творчество

1

0

0,5

29 неделя

30. Любовь – вершина добродетелей 1

0

0,5

30 неделя

Брак

Устный
опрос,
практическа
05.02 – 09.02
я работа;
Устный
опрос,
практическа
12.02 – 16.02
я работа;
Устный
опрос,
практическа
26.02 – 01.03
я работа;
Устный
опрос,
практическа
04.03 – 07.03
я работа;
Устный
опрос,
практическа
11.03 – 15.03
я работа;
Устный
опрос,
практическа
18.03 – 22.03
я работа;
Устный
опрос,
практическа
25.03 – 29.03
я работа;
Устный
опрос,
практическа
08.04 – 12.04
я работа;
Устный
опрос,
практическа
15.04 – 19.04
я работа;
Устный
опрос,
практическа
22.04 – 26.04
я работа;
Устный
опрос,
практическа
29.04 – 08.05
я работа;

31. Суд Божий и суд человеческий

1

0

0,5

31 неделя

Устный
опрос,
практическа
13.05 – 17.05
я работа;

32. Отечество земное и небесное

1

0

0,5

32 неделя

33. Выступление учащихся со
своими творческими работами

1

0

0,5

33 неделя

34. Презентация творческих
проектов

1

0

0,5

34 неделя

Устный
опрос,
практическа
20.05 – 24.05
я работа;
Устный
опрос,
27.05 – 31.05 практическ
ая работа;

03.06-07.06

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

Самооценк
ас
использова
нием«Оцен
очного
листа»;

16

Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного
процесса УМК для учителя: Васильева О.Ю. основы религиозных культур и светской
этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса М., 2023.
Электронное приложение к учебнику - Васильева О.Ю. основы религиозных культур и
светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса М., 2023.
Для реализации электронного обучения с применением ЭО и ДОТ используется
следующие ресурсы:
1. Портал дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru). Интерактивные
курсы по основным предметам школьной программы;
2. Учи.ру. Интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов;
3. Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и
тренажеры по всем учебным предметам;

5. Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видеоуроков по
школьной программе;
6. Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры;
7. Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);
Технические средства обучения:
1. Аудиоколонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».