Рабочая программа по естественно-научному направлению «Юный эколог» Пояснительная записка Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей. Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды. Настоящая рабочая программа разработана на основе программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой В ней прослеживается преемственность от одной возрастной группы к другой. Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения детей дошкольного возраста к природе. Цель и задачи рабочей программы Цель: формирование начал экологической культуры (правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется). Задачи: формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к природе; накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии; формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, правильного поведения и общения; воспитание потребности в созидании и творчестве; создание условий для полноценного экологического воспитания; воспитание любви к природе через прямое общение с ней. Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями: готовностью педагога к осуществлению экологического образования; постоянным общением детей с природой ближайшего окружения; построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении; активным участием родителей в воспитательном процессе. Непрерывная образовательная деятельность не является основной формой экологического образования. Основное содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы через организацию исследовательской деятельности. Главные методы: наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность, проектирование Содержание образования -Сфера естественнонаучных представлений, экологической культуры -Растительный и животный мир. Многообразие. -Взаимодействие растений и животных. -Домашние животные. -Окультуренная природа, декоративные растения. -Экосистемы. -Дикая природа (дикие животные и дикорастущие растения). -Связь живых и неживых объектов природы. -Различия живого и неживого. -Времена года. Ритмичность, цикличность времен года, частей суток, дней недели, месяцев года. -Нарушение связей в природе – причина экологических проблем, гибели природного явления, объекта. -Физические свойства окружающего мира: различные свойства веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); основные виды и характеристики движения: скорость, направление. Принципы организации образовательного процесса -личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; -предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр.; -ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями); -создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; -доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему; -поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей; -учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности; -формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; -опора на игру при формировании учебной деятельности; -сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности; -намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха. Формы и условия организации образовательного процесса Реализация рабочей программы «Юный эколог» средней (4-5 лет) группы осуществляется при взаимодействии взрослого и детей в различных видах деятельности и в процессе режимных моментов. В течение года с детьми средней группы – 1 раз в неделю по 20 мин., Организация образовательного процесса предусматривает: игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры); творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально- исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой); экскурсии; исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами); прогулки в природу в разные сезоны (на различные сельские объекты); развлечения; проектирование решения проблемы; познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно- иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий); чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы; трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд). Этап экологического воспитания 4-5 лет: - интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать; участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества; общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о них; выполнение ряда правил поведения в окружающей среде Перспективное планирование «Юный Эколог» С. Н. Николаева в средней группе детского сада (4-5 года)» Месяц Неде ля Тема Программное содержание УМК Сентябрь 1 2 3 4 Октябрь 1 2 Наблюдение Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев «Растут ли и кустарников, на территории детского сада растут цветы цветы на нашем (цветущие травянистые растения), разные по окраске, участке?» названиям, но все красивые; на них приятно смотреть, рядом с ними приятно находиться. Наблюдение Уточнить с детьми названия цветов, их строение, «Все цветы особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, разные» стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветов, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут. Наблюдение Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту «Красивые цветущих растений, желание сохранить ее; доброе цветы можно отношение к людям и желание делать им приятное; учить поставить в украшать помещение цветами. вазу» Наблюдение Воспитывать у детей желание и умен «Как ухаживать ие продлевать красоту срезанных цветов. за букетом» «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 19. «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 20. «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 26. «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 28. Образовательна Уточнить представления детей о фруктах и овощах: «Юный эколог» С.Н. я ситуация названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости Николаева «Система «Фрукты и (мягкости); рассказать о некоторых способах работы в средней группе овощи» употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные детского сада», стр. 36. способности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку. Образовательна Расширять представления детей об овощах и фруктах: «Юный эколог» С.Н. я ситуация местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут Николаева «Система «Изготовление на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и работы в средней группе пособия для кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле детского сада», стр. 41. игры «Вершки корни; упражнять в наклеивании готовых форм; и корешки»» 3 4 Ноябрь 1 2 3 развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей. Образовательная Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет ситуация много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и «Что растет в грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на лесу?» деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники. Чтение стихов, рассказов про лес. «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 45. «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 46. Образовательная Расширять представления детей о лесе – в лесу живут «Юный эколог» С.Н. ситуация разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); Николаева «Система «Кто живет в все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; работы в средней группе лесу?» учить детей различать этих животных по особенностям детского сада», стр. 50. внешнего вида. Образовательная Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как «Юный эколог» С.Н. ситуация домашними животными, формировать представления о Николаева «Система «В гостях у том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от работы в средней группе курочки Рябы» них получают; уточнять представления о взрослых детского сада», стр. 56. (знакомство с животных и детенышах; развивать воображение, умение коровой, козой и входить в игровую ситуацию, сравнивать. свиньей) Чтение стихов про домашних животных «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 59. 4 1 Декабрь 2 3 Образовательная Закрепить у детей представления об известных им «Юный эколог» С.Н. ситуация домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с Николаева «Система «В гостях у новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение работы в средней группе курочки Рябы» сравнивать, входить в игровую ситуацию. детского сада», стр. 64. (знакомство с лошадью и овцой) Наблюдение Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья «Юный эколог» С.Н. «Как узнать по одному- двум характерным признакам; показать Николаева «Система ель?» особенности ели, по которым ее легко выделить среди работы в средней группе других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, детского сада», стр. 67. похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все длиннее и длиннее). Образовательна Уточнять и расширять представления детей о кошке и «Юный эколог» С.Н. я ситуация собаке как о домашних животных (живут вместе с Николаева «Система «В гостях у человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит работы в средней группе курочки Рябы» мышей, человек любит своих помощников, заботится о них детского сада», стр. 69. (знакомство с – кормит, ухаживает, ласкает). кошкой и собакой) Коллективное Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее «Юный эколог» С.Н. изготовление (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из Николаева «Система альбома нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, работы в средней группе «Елочка» салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, детского сада», стр. 73.77 Наблюдение мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно «Поможем делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в нашей елочке» аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей. Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток. Январь 1 2 Наблюдение «Делаем цветные льдинки» «Как лед превращается в воду» Наблюдение «Что находится в шишках ели» Образовательна я ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с птичьим двором) Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь «Юный эколог» С.Н. нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, Николаева «Система красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно работы в средней группе делать украшения на елку, что вода легко проливается, но и детского сада», стр. 81.83 легко впитывается. Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой. Познакомить детей со строением шишки, с семенами ели; «Юный эколог» С.Н. показать особенности шишки: пахнет смолой, на дереве (в Николаева «Система холоде) висит в закрытом виде, в тепле (в помещении) работы в средней группе раскрывает чешуйки, из-под которых выпадают семена. детского сада», стр. 84.85 Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей). Февраль 1 2 3 4 Март 1 Образовательна Продолжать знакомить детей с лесом; формировать «Юный эколог» С.Н. я ситуация реалистические представления о жизни лесных растений и Николаева «Система «Путешествие в животных в зимнее время, развивать понимание, что на их работы в средней группе зимнем лесу» образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в детского сада», стр. 99. которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света, потому что рано темнеет); развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия). Образовательна Продолжать воспитывать у детей понимание ценности «Юный эколог» С.Н. я ситуация здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый Николаева «Система «Айболит в образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; работы в средней группе гостях у детей» объяснить, что зимой организму требуется пища с детского сада», стр. 103. витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представления об известных им фруктах (названия, цвет, форма, вкус); дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук. Образовательна Формировать представления о диких экзотических «Юный эколог» С.Н. я ситуация животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать Николаева «Система «Посещение элементарные сведения о том, где они проживают в работы в средней группе зоопарка» природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать детского сада», стр. 112. (знакомство с игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, животными исполнять роль, совершая ролевые действия и произнося тропических и ролевые слова). южных стран) Коллективное изготовление коллажа «Животные тропических и южных стран» Образовательна Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому «Юный эколог» С.Н. я ситуация человеку, с радостью дарить его; расширять представления Николаева «Система «Рисуем о Е.И. Чарушине (не только писатель, но и художник, работы в средней группе подарок к 8 который часто рисовал любимых животных); учить детского сада», стр. 116. Марта» обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка. 2 3 4 Апрель 1 Образовательна Познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить «Юный эколог» С.Н. я ситуация и расширить представления о животных зоопарка Николаева «Система «Где обедал (названия, внешний облик, повадки); развивать игровые работы в средней группе воробей?» умения. детского сада», стр. 118. Беседа Воспитатель сообщает детям, что сейчас идет март – «Юный эколог» С.Н. «Март – первый первый месяц весны. Обращает их внимание на то, что Николаева «Система месяц весны» солнце яркое, стало греть сильнее, небо голубое, снег работы в средней группе потемнел, покрылся плотной коркой, с крыш капель и детского сада», стр. 92свисают сосульки. Дети самостоятельно ищут 120. признаки ветра, определяют его силу. Воспитатель ходит с ними по участку и измеряет снегомером глубину снега. Отмечает, что толщина покрова стала меньше и сверху лежит плотная серая корка. Привлекает внимание детей к их одежде – некоторые ребята сменили зимние шубы на куртки, комбинезоны. Образовательная Продолжать воспитывать у детей потребность бережно «Юный эколог» С.Н. ситуация относиться к своему здоровью, формировать Николаева «Система «Советы представления о том, что в весеннее время особенно работы в средней группе Айболита» полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, детского сада», стр. 124. что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло; во время роста растение меняется (появляются и становятся все длиннее корни и листья), комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти, поэтому их надо больше поливать, подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; учить моделировать неделю (познакомить с «полоской времени») Наблюдение Учить детей находить, узнавать мать-и-мачеху, радоваться «Юный эколог» С.Н. «Мать-и-мачеха этому раннему весеннему цветку, определять его Николаева «Система – что это за особенности: невысокий стебель покрыт чешуйками, работы в средней группе цветы? В каких цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку, детского сада», местах растет листьев нет. стр. 129. мать-и-мачеха?» Обратить внимание детей на то, что весенние цветы появляются прежде всего в солнечных местах, на которых снег от солнечного тепла уже растаял (образовалась вода) и земля прогрелась. 2 Наблюдение «Кто прилетает и садится на цветы?» Продолжать развивать у детей наблюдательность – умение замечать, что растения стали крупнее, появилось больше цветов на каждом кустике, что на них садятся насекомые. Во время наблюдения воспитатель поясняет: весенние цветы нужны насекомым – мухам, пчелам, шмелям и др. – они пьют сок цветов, кормятся на цветах. 3 Досуг «День Земли» 4 Образовательная Познакомить детей с особенностями жизни леса в ситуация весенний период (становится теплее, снег тает, «Весна в лесу» образуется много воды, которая впитывается в землю, начинают набухать почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, крапива, мать-и-мачеха)формировать реалистические представления о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж, из берлоги выходит бурый медведь, заяц и белка линяют – меняют шерсть (заяц становится серым, а белка - рыжей); все звери выводят потомство (зайчат, бельчат, медвежат, волчат, лисят), птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью); учить поддерживать воображаемую ситуацию. «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 133. «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 137. «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 141. Май 1 Образовательная Воспитывать у детей понимание того, что о ярких «Юный эколог» С.Н. ситуация впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, Николаева «Система «Рисуем их можно красиво отображать в рисунках; уточнить работы в средней группе животных – представления о Е.И. Чарушина как писателе и художнике; детского сада», создаем книгу воспитывать желание участвовать в общем деле – создании стр. 146. по мотивам интересной книги о природе. рассказов Е.И. Чарушена Требования к уровню освоения рабочей программы детей 4-5 лет. К концу года ребенок должен знать и уметь (у ребенка должны быть сформированы следующие знания и умения): Знать и называть некоторых домашних животных и их детёнышей. Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами. Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире. Правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.) Учебно-методический комплекс 1. Николаева С.Н. рабочая программа «Юный эколог» 3-7 лет. 2. С.Н.Николаева. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4 - 5 лет. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. Список литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г. Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г. Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г. 7. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г. 8. Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» 9. ТЦ «Сфера», М., 2005 г. 10.Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г. 11.Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998 12.Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С.-Петербург, 2008