Парциальная программа _Юный эколог_ 4-5 лет

Рабочая программа
по естественно-научному направлению «Юный эколог»
Пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии
обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных
отношений с природой у всех людей.
Законодательная база, которой руководствуются дошкольные
образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте
ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к
окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях
ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования
экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в
решении некоторых экологических проблем.

Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития
ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и
эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей
среды.
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой
В ней прослеживается преемственность от одной возрастной группы к другой. Программа
направлена
на
воспитание
эмоционально-ценностного, деятельностного отношения детей дошкольного возраста к природе.
Цель и задачи рабочей программы
Цель: формирование начал экологической культуры (правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе
и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется).
Задачи:
формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к природе;
накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии;
формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, правильного
поведения и общения;
воспитание потребности в созидании и творчестве;
создание условий для полноценного экологического воспитания;
воспитание любви к природе через прямое общение с ней.
Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
готовностью педагога к осуществлению экологического образования;
постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
активным участием родителей в воспитательном процессе.
Непрерывная образовательная деятельность не является основной формой экологического образования. Основное
содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы
через организацию исследовательской деятельности.
Главные методы: наблюдение,
опытно-экспериментальная деятельность, проектирование
Содержание образования

-Сфера естественнонаучных представлений, экологической культуры
-Растительный и животный мир. Многообразие.
-Взаимодействие растений и животных.
-Домашние животные.
-Окультуренная природа, декоративные растения.
-Экосистемы.
-Дикая природа (дикие животные и дикорастущие растения).
-Связь живых и неживых объектов природы.
-Различия живого и неживого.
-Времена года. Ритмичность, цикличность времен года, частей суток, дней недели, месяцев года.
-Нарушение связей в природе – причина экологических проблем, гибели природного явления, объекта.
-Физические свойства окружающего мира: различные свойства веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость,
плавучесть, растворимость); основные виды и характеристики движения: скорость, направление.
Принципы организации образовательного процесса
-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
-предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
-ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних
достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
-создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному,
познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
-доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему;
-поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей;
-учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности;
-формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
-опора на игру при формировании учебной деятельности;
-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой
деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
-намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха.
Формы и условия организации образовательного процесса

Реализация рабочей программы «Юный эколог» средней (4-5 лет) группы осуществляется при взаимодействии
взрослого и детей в различных видах деятельности и в процессе режимных моментов.
В течение года с детьми средней группы – 1 раз в неделю по 20 мин.,
Организация образовательного процесса предусматривает:
игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и
режиссерские игры);
творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей
(изобразительной, музыкально- исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);
экскурсии;
исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
прогулки в природу в разные сезоны (на различные сельские объекты);
развлечения;
проектирование решения проблемы;
познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно- иллюстративного материала, музыкального
сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;
трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).
Этап экологического воспитания 4-5 лет:
-

интерес
ребенка
к
объектам окружающего
мира, сопровождающийся попытками их анализировать;
участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о них;
выполнение ряда правил поведения в окружающей среде
Перспективное планирование
«Юный Эколог» С. Н. Николаева в средней группе детского сада (4-5 года)»
Месяц

Неде
ля

Тема

Программное содержание

УМК

Сентябрь 1

2

3

4

Октябрь

1

2

Наблюдение
Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев
«Растут ли
и кустарников, на территории детского сада растут цветы
цветы на нашем (цветущие травянистые растения), разные по окраске,
участке?»
названиям, но все красивые; на них приятно смотреть,
рядом с ними приятно находиться.
Наблюдение
Уточнить с детьми названия цветов, их строение,
«Все цветы
особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев,
разные»
стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к
употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота
цветов заключается в разных признаках: окраске цветов,
их форме, махровости; что красоту цветов дополняет
листва; обратить внимание детей на то, что некоторые
цветы приятно пахнут.
Наблюдение
Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту
«Красивые
цветущих растений, желание сохранить ее; доброе
цветы можно отношение к людям и желание делать им приятное; учить
поставить в
украшать помещение цветами.
вазу»
Наблюдение
Воспитывать
у
детей
желание
и
умен
«Как ухаживать ие
продлевать
красоту срезанных цветов.
за букетом»

«Юный эколог» С.Н.
Николаева «Система
работы в средней группе
детского сада», стр. 19.
«Юный эколог» С.Н.
Николаева «Система
работы в средней группе
детского сада», стр. 20.

«Юный эколог» С.Н.
Николаева «Система
работы в средней группе
детского сада», стр. 26.

«Юный эколог» С.Н.
Николаева «Система
работы в средней группе
детского сада», стр. 28.
Образовательна Уточнить представления детей о фруктах и овощах:
«Юный эколог» С.Н.
я ситуация
названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости
Николаева «Система
«Фрукты и
(мягкости); рассказать о некоторых способах
работы в средней группе
овощи»
употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные детского сада», стр. 36.
способности; формировать умение объединять плоды по
сходному признаку.
Образовательна Расширять представления детей об овощах и фруктах:
«Юный эколог» С.Н.
я ситуация
местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут Николаева «Система
«Изготовление на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и
работы в средней группе
пособия для
кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле детского сада», стр. 41.
игры «Вершки корни; упражнять в наклеивании готовых форм;

и корешки»»

3

4

Ноябрь

1

2

3

развивать умение ориентироваться на листе бумаги,
составлять целое из частей.

Образовательная Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет
ситуация
много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и
«Что растет в
грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на
лесу?»
деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится
красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с
произведениями искусства – картинами и репродукциями
на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин,
рассказать, что картины пишут художники.
Чтение стихов, рассказов про лес.

«Юный эколог» С.Н.
Николаева «Система
работы в средней группе
детского сада», стр. 45.

«Юный эколог» С.Н.
Николаева «Система
работы в средней группе
детского сада», стр. 46.
Образовательная Расширять представления детей о лесе – в лесу живут
«Юный эколог» С.Н.
ситуация
разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь);
Николаева «Система
«Кто живет в
все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; работы в средней группе
лесу?»
учить детей различать этих животных по особенностям
детского сада», стр. 50.
внешнего вида.
Образовательная Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как
«Юный эколог» С.Н.
ситуация
домашними животными, формировать представления о
Николаева «Система
«В гостях у
том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от работы в средней группе
курочки Рябы» них получают; уточнять представления о взрослых
детского сада», стр. 56.
(знакомство с животных и детенышах; развивать воображение, умение
коровой, козой и входить в игровую ситуацию, сравнивать.
свиньей)
Чтение стихов про домашних животных
«Юный эколог» С.Н.
Николаева «Система
работы в средней группе
детского сада», стр. 59.

4

1

Декабрь

2

3

Образовательная Закрепить у детей представления об известных им
«Юный эколог» С.Н.
ситуация
домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с Николаева «Система
«В гостях у
новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение работы в средней группе
курочки Рябы» сравнивать, входить в игровую ситуацию.
детского сада», стр. 64.
(знакомство с
лошадью
и овцой)
Наблюдение
Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья «Юный эколог» С.Н.
«Как узнать
по одному- двум характерным признакам; показать
Николаева «Система
ель?»
особенности ели, по которым ее легко выделить среди
работы в средней группе
других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками,
детского сада», стр. 67.
похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие,
а книзу становятся все длиннее и длиннее).
Образовательна Уточнять и расширять представления детей о кошке и
«Юный эколог» С.Н.
я ситуация
собаке как о домашних животных (живут вместе с
Николаева «Система
«В гостях у
человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит
работы в средней группе
курочки Рябы» мышей, человек любит своих помощников, заботится о них детского сада», стр. 69.
(знакомство с – кормит, ухаживает, ласкает).
кошкой
и собакой)
Коллективное Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее «Юный эколог» С.Н.
изготовление (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из Николаева «Система
альбома
нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы,
работы в средней группе
«Елочка»
салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, детского сада», стр. 73.77
Наблюдение
мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно
«Поможем
делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в
нашей елочке» аппликации – умении составлять и склеивать предмет из
частей.
Воспитывать у детей эмоционально положительное
отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее
зимнее существование; дать представление о том, что в
сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их
следует прикапывать снегом, который согревает корни и
ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно

для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели
можно помогать, легонько отряхивая снег с веток.

Январь

1

2

Наблюдение
«Делаем
цветные
льдинки»
«Как лед
превращается в
воду»
Наблюдение
«Что находится
в шишках ели»
Образовательна
я ситуация
«В гостях у
курочки Рябы»
(знакомство с
птичьим
двором)

Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь
«Юный эколог» С.Н.
нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, Николаева «Система
красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно работы в средней группе
делать украшения на елку, что вода легко проливается, но и детского сада», стр. 81.83
легко впитывается.
Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду,
цветной лед становится цветной водой.
Познакомить детей со строением шишки, с семенами ели; «Юный эколог» С.Н.
показать особенности шишки: пахнет смолой, на дереве (в Николаева «Система
холоде) висит в закрытом виде, в тепле (в помещении)
работы в средней группе
раскрывает чешуйки, из-под которых выпадают семена.
детского сада», стр. 84.85
Уточнить представления детей о домашней птице: курах,
утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как
передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем
отличаются взрослые особи от детенышей).

Февраль

1

2

3

4
Март

1

Образовательна Продолжать знакомить детей с лесом; формировать
«Юный эколог» С.Н.
я ситуация
реалистические представления о жизни лесных растений и Николаева «Система
«Путешествие в животных в зимнее время, развивать понимание, что на их работы в средней группе
зимнем лесу» образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в
детского сада», стр. 99.
которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий
день – мало света, потому что рано темнеет); развивать
игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию,
совершать игровые действия).
Образовательна Продолжать воспитывать у детей понимание ценности
«Юный эколог» С.Н.
я ситуация
здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый
Николаева «Система
«Айболит в
образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; работы в средней группе
гостях у детей» объяснить, что зимой организму требуется пища с
детского сада», стр. 103.
витаминами, которых много во фруктах, шиповнике,
зеленом луке; уточнить представления об известных им
фруктах (названия, цвет, форма, вкус); дать новые знания о
том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить
сажать лук.
Образовательна Формировать представления о диких экзотических
«Юный эколог» С.Н.
я ситуация
животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать Николаева «Система
«Посещение
элементарные сведения о том, где они проживают в
работы в средней группе
зоопарка»
природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать детского сада», стр. 112.
(знакомство с игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию,
животными
исполнять роль, совершая ролевые действия и произнося
тропических и ролевые слова).
южных стран)
Коллективное изготовление коллажа «Животные тропических и южных
стран»
Образовательна Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому «Юный эколог» С.Н.
я ситуация
человеку, с радостью дарить его; расширять представления Николаева «Система
«Рисуем
о Е.И. Чарушине (не только писатель, но и художник,
работы в средней группе
подарок к 8
который часто рисовал любимых животных); учить
детского сада», стр. 116.
Марта»
обводить контур трафарета, закрашивать красками методом
тычка.

2

3

4

Апрель

1

Образовательна Познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить «Юный эколог» С.Н.
я ситуация
и расширить представления о животных зоопарка
Николаева «Система
«Где обедал
(названия, внешний облик, повадки); развивать игровые
работы в средней группе
воробей?»
умения.
детского сада», стр. 118.
Беседа
Воспитатель сообщает детям, что сейчас идет март –
«Юный эколог» С.Н.
«Март – первый первый месяц весны. Обращает их внимание на то, что
Николаева «Система
месяц весны» солнце яркое, стало греть сильнее, небо голубое, снег
работы в средней группе
потемнел, покрылся плотной коркой, с крыш капель и
детского сада», стр. 92свисают сосульки. Дети самостоятельно ищут
120.
признаки ветра, определяют его силу. Воспитатель ходит с
ними по участку и измеряет снегомером глубину снега.
Отмечает, что толщина покрова стала меньше и сверху
лежит плотная серая корка. Привлекает внимание детей к
их одежде – некоторые ребята сменили зимние шубы на
куртки, комбинезоны.
Образовательная Продолжать воспитывать у детей потребность бережно
«Юный эколог» С.Н.
ситуация
относиться к своему здоровью, формировать
Николаева «Система
«Советы
представления о том, что в весеннее время особенно
работы в средней группе
Айболита»
полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, детского сада», стр. 124.
что растения живые и могут расти, если для них созданы
необходимые условия: вода, свет, тепло;
во время роста растение меняется (появляются и
становятся все длиннее корни и листья), комнатные
растения тоже живые, весной они начинают расти, поэтому
их надо больше поливать, подкармливать удобрениями или
пересаживать в новую землю; учить моделировать неделю
(познакомить с «полоской времени»)
Наблюдение
Учить детей находить, узнавать мать-и-мачеху, радоваться «Юный эколог» С.Н.
«Мать-и-мачеха этому раннему весеннему цветку, определять его
Николаева «Система
– что это за
особенности: невысокий стебель покрыт чешуйками,
работы в средней группе
цветы? В каких цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку, детского сада»,
местах растет листьев нет.
стр. 129.
мать-и-мачеха?» Обратить внимание детей на то, что весенние цветы

появляются прежде всего в солнечных местах, на которых
снег от солнечного тепла уже растаял (образовалась вода)
и земля прогрелась.

2

Наблюдение
«Кто прилетает
и садится на
цветы?»

Продолжать развивать у детей наблюдательность – умение
замечать, что растения стали крупнее, появилось больше
цветов на каждом кустике, что на них садятся насекомые.
Во время наблюдения воспитатель поясняет: весенние
цветы нужны насекомым – мухам, пчелам, шмелям и др. –
они пьют сок цветов, кормятся на цветах.

3

Досуг «День
Земли»

4

Образовательная Познакомить детей с особенностями жизни леса в
ситуация
весенний период (становится теплее, снег тает,
«Весна в лесу» образуется много воды, которая впитывается в землю,
начинают набухать почки на деревьях и кустарниках,
появляется трава, крапива, мать-и-мачеха)формировать
реалистические представления о жизни лесных животных
(от спячки просыпается еж, из берлоги выходит бурый
медведь, заяц и белка линяют – меняют шерсть (заяц
становится серым, а белка - рыжей); все звери выводят
потомство (зайчат, бельчат, медвежат, волчат, лисят),
птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу светло,
красиво, пахнет молодой зеленью); учить поддерживать
воображаемую ситуацию.

«Юный эколог» С.Н.
Николаева «Система
работы в средней группе
детского сада»,
стр. 133.
«Юный эколог» С.Н.
Николаева «Система
работы в средней группе
детского сада»,
стр. 137.
«Юный эколог» С.Н.
Николаева «Система
работы в средней группе
детского сада»,
стр. 141.

Май

1

Образовательная Воспитывать у детей понимание того, что о ярких
«Юный эколог» С.Н.
ситуация
впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, Николаева «Система
«Рисуем
их можно красиво отображать в рисунках; уточнить
работы в средней группе
животных –
представления о Е.И. Чарушина как писателе и художнике; детского сада»,
создаем книгу воспитывать желание участвовать в общем деле – создании стр. 146.
по мотивам
интересной книги о природе.
рассказов Е.И.
Чарушена

Требования к уровню освоения рабочей программы детей 4-5 лет.
К концу года ребенок должен знать и уметь (у ребенка должны быть сформированы следующие знания и умения):
Знать и называть некоторых домашних животных и их детёнышей.
Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними;
делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам,
не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
Учебно-методический комплекс
1. Николаева С.Н. рабочая программа «Юный эколог» 3-7 лет.
2. С.Н.Николаева. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4 - 5 лет. –
М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»,
Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.
Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.
Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.
Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.

7. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.
8. Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ»
9. ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
10.Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.
11.Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998
12.Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С.-Петербург, 2008


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».